Найти тему
Lit_shear

Кто такая Джоан Роулинг?

Вряд ли сейчас найдется хоть один человек, конечно, если он не живет последние лет сорок в глухой тайге и одиночестве, который не слышал о Гарри Поттере и его авторе - Дж.К. Роулинг.

И если с "мальчиком, который выжил", все более менее понятно, то личность Роулинг вызывает массу вопросов.

Кто она? Новая золушка, которая смогла построить свою новую и счастливую жизнь на руинах старой, оставив позади развод, нищету, тяжкую долю матери-одиночки, депрессию и творческие падения?

Или же просто коммерческий проект, бизнес, а автор - просто фигура, марионетка, вокруг которой ведется грамотная PR-компания, погружающая мир в поттероманию умышленно, и следует признать, весьма успешно?

-2

Вопрос этот весьма и весьма дискуссионный и мнение многих именитых литературоведов разделилось: кому-то все еще хочется верить в сказку о Золушке, нетленную историю Шарля Пьеро, а кто-то с присущим ему цинизмом и трезвым взглядом на мир говорит о громадной финансовой империи.

Мы не будем принимать ничью сторону, лишь приведем несколько фактов, которые нам показались весьма занимательными.

При упоминании Дж. Роулинг все время акцентируется слово простой: простая англичанка – подразумевается не интеллектуалка высокого градуса, простая история – имеется в виду незамысловатая по смыслу фабула романа. Однако как бы романы не казались безвкусными, в них нет ничего примитивного. Писательница явно блестяще знает мифологию, историю, разные литературные традиции, разбирается в литературном контексте и в специфике не только британской детской сказки, но и знает основы приключенческого романа, научной фантастики, мистики. Да и сама писательница признавалась в своих радиоинтервью, что провела специальное исследование магических обрядов и язычества, чтобы ее книги были реалистичны. Она утверждает, что примерно треть обрядов, описываемых в ее книгах, основана на действительных оккультных действах.

Ну и конечно же не забудем о прекрасной осведомленности Роулинг в сфере детской психологии и психологии подростка, знании таких вещей, как «помешанность» британской школы на спортивных командных играх. При этом Роулинг лукаво делает вид, что пишет незамысловато, но в действительности ее книги переполнены аллюзиями, реминисценциями, прямыми или косвенными отсылками к предыдущим текстам, что говорит об очень качественном, и очень недешёвом гуманитарном образовании автора.

-3

Книги о юном волшебники – это своего рода шпионские шкатулки, причем в нашем случае зачастую даже не с двойным, с тройным дном. Они отвечают всем современным требованиям книгоиздания, которое ориентировано строго на коммерческую сторону, на финансовый успех. В них безусловно учтен прежний читательский опыт, они созданы по правилам «формульной литературы». Но каждый раз они поворачиваются совершенно новыми гранями. Для неискушённого читателя это прежде всего фэнтези с элементами приключенческого романа и явными сказочными мотивами. Для более «зрелого» читателя по тексту разбросано превеликое множество намеков и подсказок.

-4

P.S.: Ну и конечно же не забудем, что настоящее имя писательницы – Джоан Роулинг. Третье имя появилось позже и являлось блистательным маркетинговым ходом. Издательству хотелось, чтобы книги молодой писательницы раскупались не только девочками, но и мальчиками, поэтому было решено использовать не полное имя автора, а оформить его инициалами. Роулинг выбрала для второго инициала имя своей бабушки, Кэтлин. Дж.К. Роулинг – звучало красиво и обезличено с половой точки зрения, и в первое время хитрость работала, автора полюбили и признали и девочки, и мальчики.

Это лишь одна из уловок опытных маркетологов, которая помогла превратить пусть и оригинальные авторской манерой подачи и творческим почерком, но все же вторичные книги в культовую эпопею, ставшую одним из самых дорогих медийных брендов.