Моя сестра вышла замуж за москвича, а домик под дачу они купили в нашей родной калужской деревне и со временем привели его в полный порядок. Первое время зять приезжал туда в сезон охоты, а сестра – на целое лето. В 90-е, выйдя на пенсию, в том домике круглогодично жила свекровь сестры Мария Ивановна и завела небольшое хозяйство.
Земли у нас богатые - глина и суглинок. Обрабатывать их тяжело, но урожаи были отменные. Помню, на огороде у Марии Ивановны стоял лес из крепких зеленых помидор. Стебли прямые, словно древесные, таким и подпорки не нужны. И банька там имелась с фитобочкой, где я любила подышать целебными травами. И старые яблони со смородиной достались от прежних хозяев. И огромный сарай с сеновалом. А уж какие у нас болота с нетронутой черникой, какие земляничные места и сколько можно набрать грибов, знаем только мы, бывшие и нынешние местные жители.
Соседка Марии Ивановны, наша первая учительница, на пенсии держала кур и коз, засевала огород рожью, а по осени жала ее серпом и по старинке увязывала в снопы. Помню, с каким интересом разглядывали их местные дачники, пытаясь понять, что и как скрепляется. Мария Ивановна училась у нее сельским премудростям и даже овечек завела! Вот о них-то и пойдет дальше мой рассказ.
На селе в то время было еще немало жителей, выживавших натуральным хозяйством, в каждом дворе держали скот. Пять овечек Марии Ивановны во главе с бараном с утра до вечера паслись с деревенским стадом, а вечером вслед за соседской коровкой возвращались домой.
И вот однажды зять вместе с родственником-плотником за один день сменил ворота, открывающие вход на усадьбу. Не бог весть какие ворота – из нового штакетника. В общем, утром был унылый серый забор, а к вечеру на нем появился «пролет» из сияющего свежего дерева. Славно потрудившись, зять ушел на пруд искупнуться.
Вечером, как всегда, мимо дома Марии Ивановны прошествовала соседская корова, за ней показался баран с покорными овцами.
И тут все увидели сценку, иллюстрирующую старинную поговорку: баран уставился на новые ворота и встал, как вкопанный. За ним, понурив головы, стоял весь гарем. Вдоволь насмеявшись, сестра со свекровью распахнули ворота пошире, дурашливо кланяясь барану и приглашая войти. Не тут-то было! Животное смотрело вперед в полном недоумении, бессмысленно вытаращив глаза. Принесли кастрюлю с картофельными очистками, но баран не поддался на провокацию. Тогда решили затащить его во двор силой, да не одолели. Овечек тоже тащили за шерсть, а они возвращались на исходную позицию, лишь только слабела хватка женских рук. Что было делать? Решили оставить животных в покое, до прихода зятя, и ушли.
Из окна было видно, что перед воротами ничего не меняется: все «стадо» стояло неподвижно. Долго ли, коротко ли, но вдруг баран сделал гигантский прыжок вперед, словно перескочив через невидимую пропасть, и очутился во дворе. Вслед за ним точно такой же прыжок совершили и овцы. На следующий день они входили в новые ворота, как ни в чем не бывало. И теперь мы рассказываем внукам, что все пословицы и поговорки берутся из жизни.