4 декабря на Netflix вышел новый фильм Дэвида Финчера и первый через 6 лет после выхода фильма “Утерянная”.
Манк - это прозвище главного героя Германа Манкевича, которым он сам просит себя называть. Герман реален и один из самых успешных американских сценаристов 30-х и 40-х годов, вершиной карьеры которого стал сценарий к фильму “Гражданин Кейн”, который по мнению огромного количества людей и авторитетных изданий “Лучший фильм всех времен”.
Фильм абсолютно прекрасен, возможно одна из самых изысканных работ Финчера, но есть большой нюанс! Это именно тот случай, когда перед просмотром просто необходимо погрузиться в контекст (как минимум посмотреть “Гражданин Кейн” и почитать про Германа) или хотя бы прочитать эту рецензию. Иначе фильм для вас может превратиться в кучу непонятных диалогов между людьми, значимость которых вы не осознаете и самое главное не будете понимать зачем вообще стараться это делать.
Финчер показывает нам те самые 2 месяца из жизни Манкевича, когда он трудился над сценарием “Гражданина Кейна” по запросу молодого, но уже звездного режиссера Орсона Уэлса. Как раз перед этим, Герман попадает в страшную аварию и почти все это время будет прикован к постели из-за перелома ноги. Но Орсон обеспечивает Германа всеми необходимыми удобствами, есть даже помощница, которая печатает текст на машинке вместо Германа.
Параллельно, нам показывают флешбэки из жизни сценариста. Все неспроста, так как абсолютно все упоминания которые мы увидим – это моменты из жизни Германа, которые привели его в последствии к написанию своей лучшей работы, за которую он впоследствии еще и получит Оскар. Все крутится вокруг Уильяма Рэндольфа Херста, человека из которого и был написан образ Кейна. С ним он знакомится с помощью его любовницы Мэрион Дэвис, которую виртуозно сыграла Аманда Сейфилд. ”Манк” не столько фильм о создании “Гражданина Кейна”, сколько об обстоятельствах, которые вдохновили его на написание сценария.
Здесь нужно отдельно говорить о Гэри Олдмане, сыгравшем Манкевича. Пусть Гэри внешне и не очень похож на настоящего Германа, но играет просто великолепно. Мне кажется, что эта роль – подарок для классного актера и Олдман воспользовался им на все 100. Некоторые издания уже говорят, что это его лучшая роль. Также сильное впечатление оставили две второстепенные роли. Аманда Сейфилд играет уже упомянутую Мэрион Дэвис и Лили Коллинз играет ту самую помощницу. Для Аманды эта роль вообще может стать переломным моментом в виде трансформации с актрисы в исполнительницу более серьезных ролей.
Сам фильм очень красивый и вдохновляющий. Полностью черно-белый, что сделано совершенно специально для того, чтобы вы почувствовали будто действительно смотрите кино 40-х годов. И все это реализовано безупречно оператором Эриком Мессершмидтом, который использует специальные техники и даже линзы для того, чтобы был небольшой эффект размытости, который был присущ фильмам того времени. Музыка Трента и Аттикуса Росса – великолепна. Я бы даже сказал, что она не совсем коррелирует с фильмом, ведь сама картина довольно холодная, а музыка очень приятная и теплая, но потом понимаешь, что в этом и задумка.
"Манк" - нетипичный фильм для Финчера. В основном Дэвид тяготеет к остросюжетным триллерам и детективам, тут же просто повесть, без головокружительных загадок и кульминаций. Просто история одного человека, но в этом то гениальность и талант Финчера, снять фильм о вечно пьяного сценариста не менее интересно, чем про маньяка-убийцу который держал в страхе всю страну ( “Зодиак”).
Чтобы понять насколько это важный фильм для Финчера нужно знать две важные детали. Первая – режиссер мечтал снять фильм о Манкевіча еще с 90-х, но тогда не получилось и Дэвид вернулся к нему только сейчас, через 20 лет. Вторая – сценарий к фильму написал его отец – Джек, который умер в 2003-м году. Так что это очень личная история для Финчера, его отец сценарист и фильм про сценариста.
Дэвид прекрасно показал себя в новом жанре и это не конец экспериментов, фильм вышел на Netflix, с которым он заключил эксклюзивный контракт на 4 года, как раз аргументировав это тем что “хочет пробовать разные вещи”. Чтож, "Манк" - это замечательный старт, который вероятнее всего приведет к номинациям на Оскар и возможно победе, что было бы символично, так как в конце фильма мы видим главного героя с Оскаром в руках.