Комплекс МОБИ «Малыш» используется мною в индивидуальной коррекционно-развивающей работе.
Включаю его в занятия с детьми от 3-х лет и старше с диагнозами:
- ЗПР (задержка психического развития);
- РАС (расстройство аутистического спектра);
- детьми логопедической группы с общим недоразвитием речи всех уровней.
МОБИ «Малыш» – это комплекс видеоигр, которые функционируют на ноутбуке благодаря USB-ключу с программным управлением.
Ребенок управляет игрой на расстоянии, взяв в руки мячики-датчики.
Всего в разработку включены 6 игр:
1. Раскраска – требуется успеть раскрасить как можно больше поочередно возникающих изображений;
2. Волшебное дерево – нужно помочь герою Совёнку собрать фрукты. Если навести курсор поочередно на каждый фрукт, выросший на дереве и подождать секунду – фрукт отрывается от плодоножки;
3. Фокус-покус – вместо курсора-пальчика на экране возникает волшебная палочка. Нужно «взмахивать» ею по определенной траектории от треугольника к квадрату, чтобы из шляпы фокусника появился сюрприз;
4. Салют – нужно собрать все индигриенты для салюта в пушку, сделать, «нажав» на рычаг, несколько ракет и увидеть красивый салют;
5. Ковер-самолет – игра по принципу прогрессивных матриц Равена. Нужно подбирать заплатки к коврикам. Выбирается один из трёх вариантов;
6. Различия – нужно исключить лишнее изображение. Не таким, как другие, картинка может быть по цвету, форме, назначению или отдельным незначительным деталям, которые не сразу заметишь.
7 фото >>>>>>
Вариации заданий в игре "Найди различия", 4 фото:
Для всех игр выставляется время. Обычно одна игра занимает не больше 3-4 минут. Если больше – цикл повторяется. Ребенку, даже если он не устал, повторно выполнять то же самое задание уже не хочется.
Производитель игры – студия «ВиЭль» в методичке указывает, что игры-тренировки направлены на развитие моторной ловкости, скоординированности движений, ориентации в пространстве с параллельным развитием когнитивных и волевых процессов.
Все это так. Но определенной доработки комплекс «Малыш», на мой взгляд, все же требует. Поэтому давайте рассмотрим плюсы и минусы этой программы с видеобиоуправлением.
Плюсы «Мобималыш»
Очень важный показатель для специалиста – возможность создания базы данных с отслеживанием результатов воспитанников.
В каждой карточке можно просмотреть:
- сколько всего было посещений, в какие даты занимался ребенок;
- в какие игры он играл, на каком уровне, сколько времени заняла каждая игра;
- график роста диапазона движений для обеих рук.
Кстати, график любят отслеживать сами дети старших, подготовительных групп. Просят по окончанию работы:
– А покажите, как я сегодня поиграл.
Плюсом является дизайн игр и музыкальное сопровождение. Цвета большинства игр приглушенные, неяркие, неброские. Это заставляет внимательнее приглядываться к экрану. В то же время не утомляет глаза.
Для детей с аутизмом и гиперактивных ребят, которые могут бурно, несоразмерно реагировать на сенсорные раздражители – это неоспоримый плюс.
Еще одним плюсом является приятная цикличная музыка с мягким ненавязчивым ритмом.
Минусы комплекса «Мобималыш»
1. В каждой игре выставляется нужное время, как только оно иссякает, игра заканчивается даже если ребенок не завершил действие. К примеру, выбрал, но «не донес» заплатку до коврика. У детей психологической нормы это вызывает разочарование. Но им можно объяснить, указав на изображение таймера и приободрив:
– К сожалению, эта игра так сделана, что всегда заканчивается неожиданно. Вот эти часики показывают время игры, и если оно заканчивается, ты можешь сам остановиться и уже не делать новые задание.
Это создаёт дополнительную нагрузку для переключения внимания ребенка: следить за ходом игры и за временем. Но подходит только для детей нормы с пяти лет. Деток помладше я сама мягко останавливаю за секунду до окончания.
У детей с РАС и гиперактивных реакция на прерывание действия во времени игры ещё более негативная.
Так девочка-аутист, которая уже замечательно адаптировалась к окружающей среде, после резкого завершения игры начала беспокойно перебирать пальчиками перед глазами, издавать гортанные звуки. Такой «успокаивающей» аутостимуляции мы не видели у нее уже несколько месяцев.
2. Условия некоторых игр из данного комплекса можно «обмануть», обойти и все равно выиграть. Это бесспорный минус, т.к. не формирует у детей правильный алгоритм действий.
Один умненький подготовишка из логопедической группы сделал открытие в игре «Салют» – если просто нажать на кнопку «Пуск» – салют все равно получится. Только совсем непродолжительный. Но ему и этого хватает, чтобы насладится своим открытием.
Похожий момент в игре «Фокус-Покус» – можно пропустить часть траектории и все равно получить приз.
3. Не отображаются достигнутые результаты в игре. Ребенок не видит, сколько фруктов он собрал в итоге, сколько ковров «заштопал». Выхожу из положения, используя дополнительные наглядности: счетные палочки, фишки, карточки.
Всегда есть в чем совершенствоваться. Хотелось бы ещё пожелать разработчикам обратить внимание на ряд нюансов:
- добавить уровни сложности в игре «Раскраска». Чтобы дети могли, работая двумя датчиками, раскрасить рисунок разными цветами. К примеру, изображение бабочки.
- в игре «Волшебное дерево» фрукты могут быть разной формы. Это обогатит сенсорное восприятие.
- в игре «Ковер-самолет» ковры могут «рваться» сразу в нескольких местах. Это будет дополнительной нагрузкой на внимание.
Программно-методический комплекс с видеобиоуправлением МОБИ «Малыш» используется мною в сочетании с массой других игр и упражнений. Дети любят эти игры. Охотно садятся за монитор. Многие из них стараются улучшать свои результаты.
Особенно, почему-то, воспитанникам всех возрастов нравится «Раскраска». Хотя это самая простая игра из комплекса.
Делюсь практикой, советами, наблюдениями, историями из жизни.
Ваш Психолог из детсада
Эта заметка помещена в ленту #занятия с детьми психолога из детсада
Переходите, читайте, там уже много полезного из опыта работы.