Спектакль в спичечной коробке?! #НеВерю
Спектакль "Апокалипсис" придумал Анатолий Васильев и поначалу планировал поставить с двенадцатью актерами и двенадцатью зрителями. Вмешались обстоятельства: реализовать задуманное по некоторым причинам не удалось. Однако идея продолжала крутиться в умах, и ее воплощением занялся режиссер Илья Эпельбаум, но совсем в другой форме.
Спектакль живет уже пятнадцать лет. Помимо радикальности формы и содержания, он радикален еще и концептуально — зритель здесь может быть только один, а хронометраж — всего 10-12 минут.
Последняя книга Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова» сокращена до 200 слов, которые произносят люди театра. Зритель же в этот момент находится в абсолютной темноте, в которую его провожает режиссер. В темной комнате стоит столик наподобие трельяжа. Центральное зеркало разделено на две части: в верхней части смотрящий отражается только до плеч, а нижняя заменена стеклом. За ним и будет рождаться спектакль, из-под рук Эпельбаума (режиссера), на 10 минут становящихся руками наблюдателя. Звучит первая реплика «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…» и начинается Откровение. Вся история человечества и ее герои умещаются в спичечных коробках, а эпизоды длятся ровно столько, сколько дано гореть спичке. Появляются и исчезают прародители человеческого рода, взлетает ангел, на обратной стороне коробков вспыхивают красные глаза сатаны. В одно мгновение выглядящий устойчивым мир может быть уничтожен — достаточно небольшой искры или неровного движения руки. Любой может оказаться как его творцом или его концом. Музыкальный ряд спектакля составлен из известных композиций (Бах, Окуджава, The Beatles, Евтушенко, Фрадкин — Доризо и другие), вошедшие в нашу культуру, и рождающих разнообразные ассоциации. В финале мощное пламя уничтожает все живое, и на пожарище возводится пирамида из прозрачных прямоугольников. На каждый нанесено слово из евангельской цитаты.
Илья Эпельбаум фиксирует сложность и одновременно хрупкость мира. Никто не знает, правда ли когда-нибудь мир сгорит дотла.