Найти тему
Крот с Нибиру

Очередной провал школьного образования: заблуждение, которое прививается на протяжении всех школьных лет

Оглавление

Здравствуйте!

Как выпускнику физмата, работающему по инженерной специальности, мне довольно часто становится трудно спокойно переносить ошибки, которые совершает огромное число людей буквально на каждом шагу. Недавно я вдруг понял, что винить людей в этом нельзя – к этим ошибкам их (как и меня в свое время) приучили в школе, и не все имели шанс от них избавиться. Сегодня поговорим о некоторых из них.

Заблуждение точности

Вы помните эти бесчисленные задачки по физике, алгебре и геометрии, где результатом являлся численный ответ? И, за редким исключением, никого ваше решение не интересовало, если ответ не совпадал с тем, что написан в конце задачника. Здесь некоторые заметят, что «никого не интересующее решение» — это веяние «ЕГЭшных» лет, да вот только советское образование, как оказывается, не сильно далеко ушло. если судить по его результатам.

Если от сгорания одного литра бензина выделяется Х энергии, 20% которой превращается в кинетическую энергию автомобиля, и он проезжает Y километров, то с пяти литров бензина он проедет 5Y километров. Точка.

Наличие четких функциональных зависимостей между многочисленными переменными в неглупой голове приводит к тому, что все вокруг кажется однозначно и прочно взаимосвязанным. Это, друзья мои, заблуждение.

Оттуда же и стремление к точным ответам. Если стол имеет длину 2м, а ширину – 1м, то его площадь равна 2 кв.м. А вот 2.01 кв.м. уже будет считаться ошибкой, хотя на самом деле это не так. Если бы длина стола была равна 2.00 м, а ширина – 1.00 м, то это - другой разговор…

Умение быстро прикидывать растет именно из понимания точности измерений (ист: newslab.ru)
Умение быстро прикидывать растет именно из понимания точности измерений (ист: newslab.ru)

Полное непонимание допусков

Возвращаясь к примеру со столом: количество «нулей» - это не прихоть автора, как, кстати, учат на уроках математики, а 2.0м не тождественно 2.00м. В первом случае вы заявляете, что длина стола дана с точностью до дециметра, а во втором – до сантиметра. А, значит, вы этим даете понять остальным, какие максимальные отклонения (допуски) от указанных значений разрешены.

Это значит также, что, если вам сказали, что длина стола 2.0м, а вы измерили своей линейкой и получили 1.98м, то вас не обманули – 1.98м в округлении до дециметра дает 2.0м. Но, если бы вам сказали, что длина стола была 2.00м, то ваше измерение – это повод идти жаловаться на обман. Но не все так просто…

Больше не значит лучше

Не следует думать, что, заказав себе новый стол и указав в требованиях, что его длина должна быть 2.00000000м, вы будете выглядеть «красавчиком» и точно получите двухметровый стол. Во-первых, вы своей линейкой в принципе не сможете проверить соответствие длины стола вашему требованию (точность вашей линейки от силы миллиметр, а то и хуже – метрологического сертификата рядом с ней, я так понимаю, у вас не завалялось) и не сможете понять, выполнено ли оно (ваше требование).

Да и мастер вам такой точности обеспечить не сможет: ширина лезвия пилы больше требуемой точности, да и расширение температурное у предметов никто не отменял, поэтому проще послать такого заказчика сразу, чем пытаться доказать бессмысленность затеи.

Если она вам сообщает, что длина равна 25, то это далеко не факт (ист: wikipedia.org)
Если она вам сообщает, что длина равна 25, то это далеко не факт (ист: wikipedia.org)

Делайте выводы

Если у вас в руках линейка с сантиметровыми делениями, это еще не значит, что между двумя делениями ровно сантиметр. Если вы засекли, что ваша машина проехала 600км, истратив 31л бензина, то не надо бежать и сообщать всем, что расход топлива на 100км у вас 5.1666666666л – просто скажите, что 5.2л. Все «лишние» цифры здесь показывают не избыточную точность расчета, а излишнюю глупость счетовода. И так далее.

К сожалению, непонимание этих вещей нам закладывают в школе, и избавление от этих ошибок требует многих усилий. Но сделать такое усилие нужно, потому что без него невозможно начать рационально мыслить. Поэтому начинаем переоткрывать для себя этот мир, например, с того, что 5x2 равно не 10, а (9.5;10.5], подписываемся на канал, ставим лайк и ждем продолжения. Спасибо!