Любопытно, но знаменитый философ тоже интересовался модой. В его сочинении «О вкусе, отвечающем моде» он отнес ее к «рубрике тщеславия». А также «к рубрике глупости, т.к. при этом имеется некоторое принуждение – поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие». (С)
Теперь мы знаем, что Кант был не совсем прав. Что мода это мощный двигатель экономики, например. И «рабская зависимость» от моды тоже ушла в прошлое, достаточно вспомнить возникновение стиля «нормкор». Новый стиль отметил несколько лет назад журнал New York Magazine – люди, уставшие от модных тусовок, показов и шумихи вокруг новинок одежды, обуви и аксессуаров, стали одеваться как все. Как толпа на улице – в нормкоре есть место разным предметам одежды. Этот стиль полон самоиронии, демонстрации равнодушия ко всему модному.
В нормкоре нет запретов, но гармония есть – соединение стилей все же предполагает сочетаемость предметов одежды по сезону, по ситуации, по пропорциям.
Что представляет собой этот стиль в реальности?
Его девизом можно было бы сделать фразу «Я смешиваю вещи и не важно, насколько они дорогие или дешевые, этот микс удобен мне, я чувствую себя органично в этой одежде».
Что в основе этого гардероба, впитавшего в себя все стили и все предметы одежды?
Джинсы. Классические Levi’s 501 или бойфренды. И да, со рваными коленками или без них – как вам нравится.
Удобная обувь – от биркенштоков до тимберлендов:
Вещи оверсайз. Даже арабская принцесса Дина Абдулазиз аль Сауд не пренебрегает вещами оверсайз, а она – владелица модной марки одежды и известная модница:
(примечание – Дину можно посмотреть на других фото, огромные брюки или пальто она любит)))
Простые футболки, свитшотки, белые носки, надетые под кроксы или кокетливые босоножки – все это нормкор.
Наши модницы брезгливо сморщат нос – что это за мешанина?
Да, это смесь. Но в ней есть место тому, что потом копируют все – носят шифоновые платья с ботинками и делают селфи, надевают джинсы-бойфренд вместо скинни и футболку-оверсайз вместо майки в облипочку.
Мода на нормкор тихо прокрадывается в гардеробы любительниц платьев по фигуре и торжествует, вытесняя одежду, которая больше уместна для вечера, чем для дня.
В этом стиле есть место винтажным вещам – а это тоже общемировой тренд. Призыв перешить на себя платье из ткани отличного качества, примерить ажурную мамину блузку и дополнить современной юбкой, как сделала Инес де ля Фрессанж в книге «Парижанка и ее стиль». Инес – известная модель, любимица обувного художника Роже Вивье (Roger Vivier) и Модного Дома Chanel, и даже лицо Франции. В ее книге – забота о вещах, которые еще могут служить гордостью своей хозяйки и забота об экологии планеты.
На самом деле, неужели лучше принести какую-то новую вещицу из синтетики, купленную только что, если твоя мама или даже бабушка была известной щеголихой? Ведь раньше синтетические вещи были большей редкостью, чем натуральный кашемир, шелк, шифон или шерсть? А шкатулки, полные винтажной бижутерии – это ведь клад для современной модницы. Особенно для тех, кто на самом деле хочет быть, а не казаться модной – ведь для этого нужна смелость и вкус.
В интернете часто видишь рекомендации, как «выглядеть дорого», но что такое «дорого»? Это ведь и есть дурновкусие. Я видела много женщин в супермаркетах, которые ходят за продуктами в норковых шубах. Норковая шуба и пакет из гастронома в руках – это сочетание дорогого предмета одежды с предметом, который является признаком обычной домохозяйки. Это противопоставление использовала в своей рекламной компании директор Новоторжской ярмарки.
Ее рекламный ход оказался столь успешным и коммерчески оправданным, что ярмарка в прошлом году удалась, как никогда.
То же самое касается собственно внешности – волос, ухода за лицом, руками. В Англии набрал силу тренд на имитацию седины.
Так обманула весь модный мир фешн-редактор английского Вог Сара Харрис – сначала ей делали мелирование, чтобы скрыть раннюю седину. А когда Сара тонировала свое мелирование в пепельный оттенок, модный мир заговорил о ее ранней седине.
А Сара тем временем носит свое мелирование с английским пренебрежением к общественному мнению. И многие верят, что так оно и есть – немного за 30, длинные волосы, молодое лицо и седые распущенные пряди.
На самом деле, главным трендом всех прошедших лет было и остается натуральное окрашивание волос самыми различными способами – бронд, омбре, фламбояж, сомбре – здесь вы найдете сложную хорошую работу салонного мастера по подчеркиванию вашего собственного оттенка волос, не затмевающего ваше лицо яркими красками, а подчеркивающего все ваши лучшие черты.
За два последних года длинные волосы отрезали множество женщин – сказывается напряженный ритм жизни большого города. Принесли ли они длину волос в жертву? Как всегда, женщины оказались хитрее обстоятельств. Они вернулись к стилю «пикси» – со времен «Великого Гетсби» этот стиль в стрижках претерпел изменения, но по-прежнему украшает женские головы, подчеркивает изгиб шеи. Еще Шанель утверждала, что единственное, что не стареет у женщины дольше всего – шея сзади. «А впереди ее можно закрыть только длинным мехом,» – говорила она. И стригла волосы коротко.
Интернет превратил секреты преображения в общедоступную базу для экспериментов над внешностью. Все определяют свой цветотип по Иттену и типаж по Кибби, делают макияж, как в роликах блогера Елены Крыгиной, покупают косметику и.... слишком стараются.
Повальное увлечение такими услугами, как татуаж, наращивание ногтей порой перерастает в зависимость или переходит границы разумного. Мастер татуажа может быть разным – надомник сделает грубыми форму губ и бровей, заметными стрелки на верхнем веке. А маникюрный мастер украсит ногти при наращивании всеми возможными методами – от блесток и пирсинга ногтя до ванильно-приторных цветочков. Которые можно видеть даже у сотрудников офисов с достаточно строгим дресс-кодом.
Пока что «дорого-сложно» – девиз многих из тех, кто хочет выразить всеми изобразительными средствами ухоженность своих рук.
Но мода теперь не диктатура, а советчик. Хотите быть модными? Смотрите на мир. Никто во всем цивилизованном мире не делает наращивание волос, наращивание ногтей с цветистым дизайном, ни у кого из топ-моделей или знаменитых актрис нет заметного татуажа лица. Только в Латинской Америке и Африке выпрямляют волосы, игнорируя вред формальдегидов, которые входят в состав средств для выпрямления волос.
Почему в России так силен этот вирус – делать с собой все, что предлагается салонами красоты или скупать все, что продается в мега-моллах: одежду, обувь?
Есть гениальное изобретение маркетологов: Affordable Luxury. Доступная роскошь – товары для тех, кто не может себе позволить купить оригинальную и дорогую брендовую вещь или услугу. Affordable – роскошь для среднего класса. Это не предметы первой необходимости, это вещи или услуги которые создадут владельцу небольшой суммы денег иллюзию красивой жизни.
Многие предприятия используют эту концепцию доступной роскоши в маркетинге своих товаров и услуг, пытаясь стимулировать потребителей тратить деньги на вещи, которые могут увеличить социальный престиж. Потребитель, почувствуй себя избалованным! Хотя бы на короткий миг! Купи что-то похожее на то, что видишь по ТВ или в журнале и будь счастлив!
Пока этому противостоят сильные личности вроде Кети Гранд, трендсеттера, стилиста, редактора, основателя журнала LOVE Magazine, обладателя премии BFC в номинации «Стилист года». Кети знает о моде и стиле в лучшем понимании этого слова больше, чем программа «Модный приговор», она работает со звездами мировой величины. И, тем не менее, может выглядеть вот так:
У нас ее приняли бы за продавца склада стройматериалов. Ирония англичан невероятна. Но это протест – Кети дает понять, что от моды она не зависит, хотя может создать какой угодно образ – самый гламурный, самый невероятный и самый желанный.
Иммануил Кант всего этого не предусмотрел. И не предупредил, что доступная роскошь это не мода. Мода сегодня – это свобода выбора. Либо вы «очень, очень красивы и богаты». Но это само по себе уже является признаком озабоченности о том, что о вас подумают люди. Либо вы свободны и прекрасны своей уверенностью в том, что вы гармоничны.