Ситуация с выборами президента США выявила совершенно новые свойства американской демократии, которая стала «собственным отрицанием». Огромный плюс в том, что эта ситуация просто нагляднейшим образом показала проблемные места. Проанализируем.
«Выбор народа» стал размытым понятием
Демократия всегда рассматривалась как выбор народа. Однако последние выборы показали, что в США нет механизмов, гарантирующих прямой учёта выбора народа. Об этом как раз была предыдущая статья.
1. Косвенные выборы через механизм выборщиков изначально позволяют меньшинству получить контроль за страной. Трамп победил Хиллари Клинтон именно в такой ситуации, однако на последних выборах демократы подработали «отстающие» штаты и тем же способом победили Трампа.
2. Механизмы голосования «по почте» неименованными бюллетенями, которые, в том числе, рассылались по невыверенным адресам, оставил гигантское пространство для манипуляций.
Судебная система оказалась вовсе не независимой
Ключевой принцип демократии — в разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Этот принцип перестал работать в США: судебная власть также оказалась политизированной. Все суды в которой обращался Трамп по пересчету голосов на выборах, отказали ему в исках.
Средства массовой информации стали силой, не принадлежащей обществу
Просто посмотрите на ситуацию с блокировкой аккаунта Трампа крупнейшими информационными ресурсами: сегодня было объявлено что Twitter навсегда заморозил аккаунт Трампа. До этого в самый критический момент заблокировал аккаунт Трампа Facebook.
Вы помните, что Ленин в 1917 году в статье «Советы постороннего» говорил о необходимости захвата почты телеграфы и телефона. Сейчас очевидно, что такими «почтой, телеграфом и телефоном» одновременно стали социальные сети и мессенджеры. Принадлежащие не-народу, эти сети стали и инструментом управления «восстанием» (вспомним Белоруссию).
Поэтому, когда говорят об оценке таких компаний, то надо понимать, что это как попытка оценки стоимости флота США по стоимости железа.
Вера и религиозное мышление — опора демократии
Ключевым элементом «демокартии» стала слепая вера народа, основанная на эмоциональном принятии. Люди начали воспринимать информацию без доказательств и критического осмысливания. Американская политическая риторика достигла невероятного совершенства и профессионализма в возбуждении этих эмоциональных чувств людей, в подтверждении их веры.
У нас здесь всё идентично, не правда ли?
Национальные правительства перестают иметь самостоятельную силу, даже в США
Посмотрите на ситуацию с Трампом. Хорошо, если допустить, что в США существует «заговор» демократов, то с чем связан высокий уровень неприязни Трампа в Европе? Бизнес стал интернациональным, а крупный — принадлежащий мировым гигантам.
Трамп пытался вести политику в интересах отдельной, пусть даже самой сильной страны – США – но отдельной. Он неминуемо столкнулся с конфликтом интересов глобальных бизнесов, которым всё равно выгоднее размещать производства вне США, потому что это выгоднее. Какая разница, как крупнейшие финансовые гиганты получают прибыль: от поставок газа в Европу или от участия в российских газопроводах.
Вывод
1. Существует закон «отрицания отрицания». Демократия в США прошла путь перехода в новое качество и отрицания себя: она изменила не только механизмы выборов, сделав их принципиально управляемыми, но и изменила людей, сделав их «пластилином на эмоциях».
2. Даже если отталкиваться от парадигмы большинства, то сейчас возникли технические подходы — блокчейн — которые позволяют сделать эту парадигму прозрачной для общества.
3. Средства массовой информации и мессенджеры стали самостоятельной силой. Оставаясь в частных руках, они имеют огромное влияние с непрозрачным контролем. Следующая революция — это технология «социального принятого контента», основанного также на блокчейн.
4. Америка всегда использовала парадигму демократии как инструмент поучения других стран. Казалось бы, авторитет демократии пошатнулся. Однако это не так. Военная и финансовая машины делают «демократию» непотопляемой и пуленепробиваемой. Мы наверняка услышим, теперь, что американская демократия очистится от влияния Путина — ведь в нём все дело— и станет только сильнее. Объяснение может быть любым, лишь бы было убедительным и было бы желание поверить.