Посвящается Езанги Нябуконе Егоровне-
любящей бабушке и матери,
чумработнице, рыбачке, ребёнку Вов.
Я живу в замечательном месте - на Ямале. Моя земля известна не только богатыми месторождениями нефти и газа, тучными стадами оленей и золотом-рыбой в наших реках и озёрах, но и людьми. Это классики ненецкой культуры – Леонид Васильевич Лапцуй, Леонид Лар, Елена Григорьевна Сусой и другие. Я же хочу рассказать историю своей родной бабушки Езанги Нябуконе Егоровны, простой ненецкой женщины.
Моя бабушка Езанги Нябуконе Егоровна, Вылко в девичестве, родилась в 1935 году в Приуральском районе, в селе Щучье. Её имя Нябуконе в переводе с ненецкого языка означает «старшая сестра». До конца своей жизни она прожила в рыбацком селе на высоком берегу реки Оби- Салемале. Анна Егоровна- так по-русски бабушку называли односельчане.
Родилась моя бабушка в многодетной семье рыбака и охотника Вылко Егора, была вторым ребенком. Семья была дружная и крепкая. Детство Нябуко выпало на тяжелые военные годы. В самый разгар войны случилось горе, семья осиротела, не стало отца и матери. Нябуко было тогда всего семь лет. Двух братьев отправили в детский дом, а бабушку с её сестрой Томне приютили родственники, младшие братья отца. Дядья очень трепетно относились к племянницам. Они жили как в родной семье. В один из дней, по воспоминаниям бабушки, дядьёв забрали и увезли в неизвестном направлении, в те годы богатых оленеводов"раскулачивали». Больше они не вернулись в свои семьи. Судьба их незвестна. Бабушка вспоминала о своих дядьях до конца своих дней, в её памяти они остались добрыми и любящими. Осиротевшую девочку с её младшей сестрой Томне взяли к себе на воспитание дальние родственники, как оказалось позже, вместо рабочей силы. Началось долгое и мучительное скитание по чумам родственников: одежда была прохудившейся, в зимние морозные дни собирали хворост, заготавливали лед. Дети голодали, недосыпали, мёрзли. Вставать заставляли в пять утра, чтобы раздобыть хворост и растопить печку. В чумах, где жили они с сестрой - дети хозяев были обуты и одеты, всегда накормлены досыта,а бабушке с её с младшей сестрой приходилось донашивать старую, прохудившуюся одежду и из еды почти ничего не перепадало. Моя бабушка была рукодельницей и поэтому обшивала чужих детей, хотя сама была одета очень бедно. Одежда и обувь была до того изношена, что на ней даже не оставалось шерсти. Так как детство Нябуко выпало на военные годы, она окончила всего лишь нулевой класс, да и родственники не хотели терять такую помощницу, поэтому на учёбу в школу её не стали возить.
Потом сестер разлучили на долгих три года. Младшая сестра попала в другой чум, где вскоре и заболела. Узнав о болезни сестры бабушка сразу же приехала, чтобы ухаживать за любимой сестрой, но было уже поздно, в те военные годы не было врачей и необходимых медикаментов. Приехав в чум, она обнаружила сестру Томне исхудавшей, измученной и больной. Ее большие светлые глаза казались еще больше из-за болезненной худобы. Было уже поздно, последними словами сестрёнки было: «Я так хочу жить, приподними меня к солнцу». Бабушка приподняла ее к солнечным лучам, которые светили с верхушки чума, взглянув на солнечный свет, она закрыла глаза и тихо умерла. Томне не стало весной в возрасте 12 лет, она умерла от тифа, который свирепствовал тогда в тундре. По воспоминаниям бабушки ей довелось увидеть самого Володю Солдатова "Хаерако"-как его назвали ненцы. Володя Солдатов молодой фельдшер из города Тобольска, спасал жизни тундровикам от "царившей" тогда эпидемии тифа, но сам погиб отдав последнее лекарство заболевшему.
В молодости Нябуконе была очень красивой и статной девушкой среднего роста, крупного телосложения с черными густыми волосами. Ей было около 27 лет, но она жила до сих пор у своих родственников. Бабушка трудилась изо дня в день не покладая рук по хозяйству, рыбачила. У ненцев раньше было принято выдавать замуж молодых девушек в 13-14 лет. Бабушка по тем меркам в свои 25 уже считалась "засидевшейся" в девушках. И вот осенью приехали к ней свататься из рода Сэротэтто, красивый молодой человек со своей матерью. По ненецким традициям за невестой они должны были приехать весной, чтобы забрать её уже насовсем. Но судьба распорядилась по другому. В это же время приехал в чум вдовец Езанги Ирико, статный высокий зеленоглазый мужчина сорока пяти лет, от первого брака у него был сын Яков лет пяти, который совсем недавно остался без матери. Этот мужчина и стал моим дедушкой, который забрал бабушку из чума её родственников. У бабушки совсем не было приданного, она ушла из чума в чём была, в старой потрепанной ягушке.
В браке с дедушкой Ири родилось шестеро детей: Пётр, Николай, Марфа, Егор, Эдик, Раиса. Бабушка всю жизнь трудилась, она была чумработницей и рыбачкой, в те времена о документах не думали,работали не покладая рук. Пенсию заработанную она так и не получила, у неё не было трудовой книжки, а подсказать неграмотной женщине никто в то время не смог. C дедушкой они прожили счастливо, несмотря на большую разницу в возрасте. Мой дедушка умер,когда ему было около восьмидесяти лет.
Любимая бабушка Нябуконе умерла в 2010 году, ей было семьдесят четыре года. Бабушка прожила достойную, счастливую и долгую жизнь, несмотря на все тяготы и трудности судьбы она не сломилась. Мои бабушка и дедушка достойно воспитали своих детей, порадовались 24 внукам и 9 правнукам. Я считаю, что моя бабушка вполне могла бы стать примером для современной молодежи, я ей очень горжусь за её доброе сердце, за её усердный труд, за то что она никогда не отказывала людям в помощи. Вся наша семья часто вспоминает бабушку добрым словом, она навсегда останется в нашей памяти, как добрый и отзывчивый человек, как настоящая ненецкая женщина!