События и явления внутренней жизни Русской православной Церкви все чаще становятся предметом интереса общества и СМИ. Не остался без внимания и православный чин изгнания злых духов, также именуемый отчиткой. Бесноватых снимают на видео, их поведение обсуждают в соцсетях и даже изображают в кино. В России отчитки проводятся немногими священниками в нескольких местах, самое известное из которых — Троице-Сергиева лавра.
На отчитки регулярно приходят тысячи россиян. Одни уверены, что у них тяжелые духовные проблемы, а не обычная психическая болезнь. Другие уже обращались за помощью к психиатрам, но не получили облегчения. Некоторые приводят на отчитку своих близких и даже детей.
О том, какие смыслы и опасности таит в себе современный русский экзорцизм, «Ридус» побеседовал с известным священником, главным редактором портала «Богослов.ру» протоиереем Павлом Великановым.
— Большинство людей никогда не были на отчитках в храме, но не раз видели сцены экзорцизма в кино. В американских фильмах актеры, обычно в роли католических священников, регулярно «изгоняют» дьявола аж с 1970-х годов. Однако в реальной жизни всего лишь три священника от всей Католической Церкви имеют право заниматься экзорцизмом. Сколько людей могут проводить отчитки в России? Есть ли различия в подходах к экзорцизму между православными и католиками?
— Здесь важно вспомнить о догматических различиях между православием и католицизмом, причем — не поверите! — в вопросе деторождения. Дело в том, что, согласно православному вероучению, своей крестной смертью и воскресением Иисус Христос избавил всё человечество от власти дьявола, и в таинстве крещения каждый христианин становится наследником этой победы.
Однако в католической догматической системе, наиболее ярко выраженной в схоластических построениях Ансельма Кентерберийского, в жизни человечества осталась своего рода «ахиллесова пята», через которую человек снова оказывается доступным демоническим силам — это страстное зачатие. Именно через телесное зачатие, по твёрдому убеждению Ансельма и многих иных схоластических мыслителей, происходит «всевание демонического семени» в человеческую природу.
Именно отсюда появилось неведомое православной традиции учение о «непорочном зачатии Девы Марии». С этой точки зрения, младенец оказывается под влиянием тёмных сил с самого момента своего зарождения, и если он умирает некрещеным, его душа отправляется в ад — в этом вопросе католическая догматика не допускает иных вариантов.
Отсюда и необходимость в совершении специального обряда изгнания демонов из крещаемого — даже если это ещё младенец, не успевший совершить даже малейшего греха в силу своего возраста.
Православная Церковь учит иначе, следуя словам апостола Павла: «Честен брак и ложе нескверно». Для православной традиции в целом характерен такой взгляд: всё то, что было благословлено самим Богом и задумано им, не может быть само по себе «порочным» — таковым его делают страстные искажения, но сами по себе отношения в законном браке между любящими друг друга людьми не являются ни греховными, ни «переносчиками заразы греха».
Поэтому чин экзорцизма, хоть и встречается уже в древности в чинопоследовании таинства Крещения, всё же исторически был адресован ко взрослым людям с «богатой жизненной историей», в которой было место и сознательным грехам, и, возможно, следствию грехов — зависимости от демонов.
Тот факт, что в православной Церкви для таинства Крещения используется чин, исторически ориентированный на взрослых, объясняет наличие в его тексте заклинаний на изгнание тёмных сил — экзорцизм. Это норма современной церковной жизни. Остальные же проблемы, связанные с воздействием духов на человека, в обычной приходской практике решаются через участие в Таинствах Церкви — прежде всего исповеди, причащения, соборования.
Все сказанное позволяет понять, почему в ряде поместных православных Церквей экзорцизм (кроме чтения молитв во время крещения) вообще не практикуется — это Александрийский Патриархат, Польская, Американская и Элладская православные Церкви.
В других церквах, как и в Русской, можно встретить частные случаи благословения особо опытных священнослужителей на совершение чина экзорцизма. Но это едва ли можно назвать общим правилом. Главное внимание всё же уделяется другим способам оказать духовную помощь страждущим от злых духов.
Следует также отметить, что в новейший период на территориях, подвергшихся влиянию безбожной идеологии, в переходные времена социальный запрос на отчитку существенно возрастал. Это было не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Румынии, Чехии, Словакии. Однако после появления определённой стабильности эти практики фактически сходили на нет.
Примечательно, что интерес к экзорцизму чаще всего проявляют люди с магическим типом мышления, которое существенным образом отличается от христианского. Этому типу мышления свойственно механистическое понимание бытия: если где-то возникают проблемы, главное — найти «правильный ключ» к их решению, и тогда все вернётся на свои места. То есть и причина проблем, и их решение по отношению к личности человека есть нечто внешнее. И таким же внешним видится влияние злых духов, безотносительно образа мыслей и жизни конкретного человека.
Крики бесноватых на отчитке у протоиерея Игоря Суханова
Однако христианин понимает, что, если он ведет себя в соответствии с заповедями, регулярно посещает храмовые богослужения, участвует в таинствах Церкви, исповедуется искренне у духовника, он с избытком ограждён от каких бы то ни было поползновений нечистых духов получить власть над его душой.
Поэтому верующего во Христа куда больше волнует борьба со своими собственными страстями и грехами, чем идея найти «виновного» в его проблемах беса и того, кто сможет его «изгнать».
— Как в православной Церкви становятся экзорцистами? Нужно ли получать на проведение отчиток особое разрешение?
— Да, без благословения правящего архиерея никакие чины изгнания злых духов не могут совершаться. 26-е правило Лаодикийского Собора 364 года* гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах». В настоящее время в одной из комиссий Межсоборного присутствия разрабатывается документ «Отношение Русской православной Церкви к современным практикам экзорцизма», где будет подробно описана процедура получения церковного благословения на проведение чина изгнания злых духов.
— Какие существуют правила проведения отчитки? Как должно проходить изгнание бесов?
— В практике Русской Церкви главным образом используется чин из состава молитв, надписанных именами святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, которые вошли в состав Большого требника**. Иногда также используется чинопоследование из Требника святителя Петра (Могилы)***, который является переводом латинского требника, что позволяет говорить об имевшейся в своё время достаточно сильной зависимости в вопросе экзорцизма не от православной, а от латинской традиции.
Примечания:
* Поместный Собор Лаодикийской Церкви, собравшийся в Лаодикии, главном городе Фригии, в Малой Азии, иначе называвшейся Лаодикией Ликийской. Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. VI Вселенский Собор 680—681 годов постановил принимать данные правила всей полнотой Вселенской православной Церкви.
** Требником называется сборник чинопоследований Таинств, молебнов и священнодействий православной Церкви, которые совершаются в особых случаях, по просьбе (требованию) православных христиан. Первый требник на церковно-славянском языке был переведен святыми Кириллом и Мефодием в IX веке. Большой требник содержит последования таинств и служб в последовательности, соответствующей человеческой жизни, от крещения до панихиды по усопшим. Кроме того, Большой требник содержит последования молебнов и различных религиозных обрядов: освящение различных предметов, вещей и зданий, молитвословий на разную потребу.
*** Богослужебная книга, составленная и изданная в 1645 году киевским митрополитом Петром Могилой с целью очистить церковную обрядность от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в малороссийские церкви с Запада, и тем защитить православную Церковь от нареканий противников, осуждавших церковную обрядность в Малороссии за неполноту и неисправность. Издание стало официальным богослужебным сборником для совершения частного богослужения.
Статья опубликована портале Ридус.