Тут на днях в СМИ прозвучала новость, что на Украине из учебников по истории хотят убрать факт об основании Одессы Екатериной Второй. И я вспомнила про летнюю экскурсию на коньячный завод в Одессе. Этот завод основал российский предприниматель, один из крупнейших производителей алкогольной продукции во времена царской России конца 19 века - Николай Леонтьевич Шустов. Но, почему-то, этот факт в Одессе никого не смущает, и завод работает до сих пор. А при нем в 2013 году создали Музей коньячного дела Шустова.
Николай Леонтьевич Шустов родился в 1813 году в Москве. Там же в 1863 году он и основал первый винокуренный завод. Завод располагался в усадьбе торговцев Боткиных, в бывшей кузне на Маросейке. Там был склад для хранения пшеницы, один перегонный куб и было нанято всего трое рабочих.
Николай Шустов гнался за качеством, а не за количеством, поэтому бизнес вначале развивался медленно, но к 1880 году московский завод Шустова уже размещался на Пресненке, а у предпринимателя имелись уже собственные склады и магазины.
Такое расширение производства стало возможным из-за того, что Николай Шустов знал толк не только в производстве, но и в рекламе. Нанятые им студенты за небольшое вознаграждение ходили по трактирам и устраивали скандалы, когда на месте не находилось шустовской водки. Это попадало в газеты, а заинтригованные читатели и держатели кабаков стали интересоваться новым продуктом.
Кроме этого, на рубеже XIX—XX веков реклама шустовской продукции буквально заполонила русскую прессу, представляя во всей красе ассортимент напитков. Сочинялись песни и слагались оды, прославлявшие разнообразные настойки и наливки, коньяки и водки. Даже в произведении Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания" благодаря ребусам из рекламы шустовской продукции появились удивительные животные - "конь-яки".
Но и на этом Шустов не остановился. В 1912 году он создал чертежи конки, которую можно было использовать не только как транспортное средство, но и в качестве рекламы.
Так, благодаря высокому качеству продукции и удачной рекламе, дело благополучно развивалось, и в 1899 году компания "Шустовъ и сыновья" купила коньячный завод у Нерсеса Таиряна в Армении. В тот же год было выкуплено и Акционерное общество Черноморского виноделия, находящееся по адресу Мельничная, 23 - там, где позднее появится Одесский коньячный завод.
А музей расположен фактически в подвале (подземном цехе) Одесского коньячного завода.
Оригинальный интерьер музея выполнил известный украинский архитектор и дизайнер Денис Беленко. Уже при входе в музей поражает эксклюзивная люстра, которая создана дизайнерами из 20 000 фирменных шустовских бутылок в форме колокола.
Музей рассказывает не только о династии Шустовых и технологии коньячного производства, но также об истории Одесского коньячного завода и самой Одессы. Ведь Одесса одной из первых в Российской империи получила доступ к такому благородному напитку как коньяк. Ещё с 1803 года через порт города начались поставки лучших коньяков производства именитых домов Франции.
Поэтому именно во Францию был отправлен в 1899 году младший сын Николая Леонтьевича Шустова - Василий. Съездил Василий не зря: он привёз оттуда рецептуру и технологические карты производства французских коньяков.
И уже в 1900 году "Шустов" утёр нос Франции! На Всемирной выставке в Париже он получил Гран-при. Французы были настолько поражены вкусовыми качествами российского коньяка, что в виде исключения позволили товариществу Шустовых использовать этикетки с названием cognac, а не бренди, как это было принято. Этого не мог добиться ни один другой нефранцузский производитель!
В 1912 году на приобретенном участке, который ранее принадлежал обществу Черноморского виноделия, Шустовы открывают филиал Товарищества в Одессе — так называемые Центральные склады коньяков и виноградных вин. В этом же году Товарищество получает звание Поставщика Двора Его Императорского Величества Николая II.
К 1914 году "Шустов" контролировал 30 % алкогольного производства в Российской империи и 44 % алкогольного экспорта. Суммарный оборот одних только коньячных заводов составлял более двух миллионов рублей серебром в год.
Однако, с началом Первой мировой войны деятельность Шустовских заводов пошла на спад. В связи с войной продажа алкогольных напитков была запрещена, и 20 июня 1914 года Одесский коньячный завод закрылся.
Основатель фирмы - Николай Леонтьевич Шустов - к этому времени уже умер (в 1898 году) и был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря в Москве, ликвидированном в советские годы. Перед смертью он завещал своим детям, помимо материальных благ, хранить имя, которое по мнению Николая Леонтьевича стоило намного больше, чем вся фирма.
Потом произошла революция. Братья Шустовы остались в России, несмотря на то, что коньячные заводы были национализированы специальным декретом большевистского правительства. Чтобы вернуть хоть какие-то деньги, Шустовы были вынуждены переработать неприкосновенный запас коньячных спиртов более чем столетней выдержки.
С приходом советской власти предприятие Шустовых стало именоваться "заводом бывшим Шустова", а со временем — Одесским коньячным заводом. К 1929 году на заводе выпускалось 39 наименований продукции: вина, коньяки, виноградные водки, аперитивы, пунши и наливки.
После Великой Отечественной войны в 1947 году началось возрождение коньячного производства в Одессе. Завод вновь начинает работать как коньячное предприятие полного цикла. Здесь выкуриваются собственные коньячные спирты, которые на долгие годы закладываются на выдержку в дубовые бочки. Завод успешно развивает сырьевую базу и восстанавливает утраченные виноградники. В поселке Великодолинское (в прошлом — "Гросслибенталь", что по-русски "Долина большой любви") под Одессой на 660 гектарах высаживают саженцы элитных сортов винограда, закупленные во Франции — во всемирно известном питомнике мсье Раймонда.
В погребах завода, в которых сегодня располагается музей, можно увидеть не только полный цикл производства коньяка, начиная от выращивания винограда и до получения элитного алкоголя, но и узнать о технологии изготовления тары для выдержки коньячных спиртов - дубовых бочек.
А ещё подвалы завода раньше соединялись с катакомбами. До революции через подземные выработки в них проникали предприимчивые жители Молдаванки, расхищая алкогольные богатства завода.
Сейчас катакомбы под заводом закрыты, как и нижний ярус погребов. Осталась только ведущая вниз лифтовая шахта, и посетители кидают в нее монетки — "чтобы вернуться".
Продукция Одесского коньячного завода пользовалась популярностью всегда. Многие известные люди были её поклонниками.
И сейчас на заводе в дубовых бочках находятся на выдержке спирты, названные в честь именитых посетителей.
Отрекаясь в последние годы от своего советского и российского прошлого, Украина не спешит отказываться от наследия Шустова. И в 2005 году начала спор с Россией за обладание торговой маркой "Шустов" и фирменным знаком с колокольчиком.
Дело в том, что в 2001 году группа «ОСТ» получила от прямых наследников Н.Л.Шустова эксклюзивные права на использование в России торговой марки "Шустовъ". Первый из товарных знаков (словесный "Шустовъ") был зарегистрирован группой «ОСТ» в 1994 году, а в марте 2003 года она же получила регистрацию в России на товарный знак "SHUSTOV" в колоколе. Но Одесский коньячный завод тоже захотел зарегистрировать в патентном ведомстве США бренд "Shustoff" и подал в суд. Решение суда было вынесено в пользу истца. И сегодня собственником знаменитого бренда является ОКЗ (Одесский коньячный завод), входящий в состав алкогольного холдинга Global Spirits.
В 2012 Европейская Бизнес-Ассамблея наградила Одесский коньячный завод особым призом и статусом «Лучшее коньячное предприятие Европы». Эксперты отметили тот факт, что уже более ста лет предприятие производит коньяк по классической французской технологии — так, как его делают в регионе Коньяк.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: