https://zen.yandex.ru/media/id/5feb6be92fd96e1c5903d26c/saratovskaia-guberniia-radiscevskii-smotritel-5ff8b359af142f0b1767158e - ссылка на первую часть.
***
Саратовская губерния. 24 декабря 1879 год.
На следующее утро я узнал о приезде в наш город двоих молодых изыскателей. По их словам, ребята искали клады и разные археологические ценности. Конкретно в Саратове их привлекала легенда.
Согласно этой легенде, в фундаменте Вознесенско-Сенновской церкви на Митрофаньевской площади закрыт клад одного богатого аристократа.
-Когда я рассказал бабушке о планах изыскателей на клад, она так бурно отреагировала! - усмехнулся я. - Говорит, что в клад защищён мощной чёрной магией, и ребятам туда соваться нечего.
-Надеюсь твоя бабушка зря беспокоится на тему фундамента... - задумчиво проговорил Гебель.
***
Как выяснилось на следующее утро, моя бабушка не зря переживала... К хирургу утром принесли тело одного из искателей кладов. Я поспешил явиться к другу. В его кабинете я встретил и председателя городского совета, Александра Васнецова.
-Причина смерти - полная потеря крови. - констатировал хирург. - Ни капли нет в организме!
-А где второй малый? - спросил я.
-Он пропал. - сухо проговорил Васнецов. - Оба изыскателя копошились у фундамента. На утро обнаружили только труп и оборудование.
-И что Вы предлагаете? - поинтересовался Гебель.
-Я предлагаю разыскать второго изыскателя. - ответил Александр. - Он скорее всего видел убийцу, поэтому и скрылся от него. Этот изыскатель ответит нам на все вопросы!
Мы втроём решили организовать поиски второго изыскателя...
***
Ночь... Я уже спал, но разум был в каком-то сне... Жутком и непонятном...
Приснилось мне, будто я шёл по Саратову в одном халате. Однако, я не мёрз нисколько. Ноги сами собой шли туда, куда им заблагорассудилось.
И вышел я, в итоге, на Митрофаньевскую площадь... Базарные лавки стояли в таком же порядке, как и в реальности. И за самой дальней лавкой, которая стояла аккурат у церкви, происходило что-то непонятное...
На прилавке лежал второй изыскатель. Бледная кожа морщилась, а глаза в слезах смотрели в небо. Оттуда к нему спускалась чёрная туча, которая сгущалась на бедным молодым человеком. Затем, туча сгустилась в чёткое очертание человека.
Над парнем возвысился высокий и худой старик с обезображенным морщинистым лицом. Одет он был в облегающее черное пальто. Незнакомец наступил ногой на горло парня и стал медленно давить. Изыскатель хрипел и сопротивлялся, но, вскоре, голова его с хрустом отлетела от тела.
Незнакомец посмотрел на меня, и я проснулся в холодном поту...
***
-Вы уверены? - спросил в очередной раз Васнецов, еле поспевая за мной.
-Точно говорю! - заверил я Александра. - Мне кажется, нам как-то поможет эта лавка!
Мы вышли на площадь и направились к прилавку у самой церкви. Там было пусто.
-И что теперь? - хмыкнул Васнецов.
-Надо осмотреть его. - заявил Гебель.
-Тогда, Лазарь Михайлович, займитесь этим сами! - сухо попросил врача председатель и отошёл от лавки.
Как только Васнецов отошёл от нас, хирург обратился ко мне:
-Ты откуда узнал про лавку?
-Сон приснился этой ночью. - пробормотал я. - Не знаю, каким образом это связано...
С этими словами, я опустился на колени и заглянул под лавку. Там мой взгляд зацепился за белый лист бумаги. Я поднял его и показал Гебелю. Тот прочитал текст, который был записан куском угля.
"Мой товарищ погиб. Этот негодяй убил его! Я сижу здесь в надежде, что этот лысый чёрт не найдёт меня! Он идёт сюда!!!"
-Лысый чёрт... - пробормотал Гебель.
-Кем бы не был убийца, он очень умён, раз совершил такой ужас с парнем, лишив его крови... - пробормотал хирург.
-Дальше будет разбираться следователь. - послышался внезапно голос Васнецова.
Как оказалось, он стоял позади нас, слушая наш разговор.
-И когда он прибудет в город? - спросил врач.
-Он уже здесь, Лазарь Михайлович. - заметил Александр.
Он указал на меня. Я ошарашенно уставился на председателя.
-Если Ваши сны как-то помогут расследованию, то Вы можете быть полезны!
Так, я стал следователем Саратова, и исход дела изыскателей зависел только от меня...
***
На следующий вечер я пришёл к своему другу. Гебель печально сидел на кухне и пил чай. На мой вопрос "Что случилось?" хирург ответил:
-Этой ночью ко мне вновь наведался какой-то незнакомец, Феликс Максимович. - буркнул Гебель. - Тот, о котором я писал Вам пару дней назад. Тоже самое: скрип снега, темнота...
Голос Гебеля прервал жуткий кашель из соседней комнаты. Я вздрогнул.
-И сегодня утром моя супруга проснулась с ужасным кашлем и высокой температурой... - закончил врач. - На лицо опасная форма чахотки... Я очень переживаю...
Я пришёл к выводу, что дело изыскателей и таинственного "лысого чёрта" необходимо закрыть как можно скорее! Тогда Екатерина Алексеевна поправится!
Я пошёл в библиотеку...
***
В позднее время в библиотеке было очень мало людей. Я зашёл в отдел легенд и мифов, чтобы что-то узнать о кладе Вознесенско-Сенновской церкви. В книгах упоминается лишь личность, закрывшая клад в фундаменте.
Мимо меня прохромал какой-то усач. Его необычная внешность привлекла моё внимание. Я вгляделся в его лицо, и внезапно увидел ниточку, которая привязывала фальшивые усы к губам.
-Молодой человек... - прошептал я незнакомцу.
Усач испуганно дёрнулся и посмотрел на меня.
-Вы второй изыскатель? - спросил я у незнакомца.
Он округлил глаза ещё больше, после чего резко метнулся прочь из библиотеки. Я помчался вслед за ним...
***
По ночным улицам Саратова мы бежали недолго. Молодой изыскатель пытался скрыться в темноте, однако я везде нагонял его. Дыхания не хватало, чтобы попросить парня остановиться.
Через минуты две такого бешенного бега мы выбежали на Митрофаньевскую площадь. Парень помчался к той самой лавке, где я недавно нашёл записку о "лысом чёрте".
Изыскатель подскочил к прилавку и тут же остановился. Я еле-еле успел затормозить, чтобы не сбить парня с ног. Его глаза почернели, а рот расплылся в широкой улыбке. Над парнем сгустилась знакомая мне чёрная густая туча...
Она клубами обвивалась вокруг тела изыскателя, пока Тьма не вселилась в его душу окончательно. Рука парня вытянулась в длинной когтистой лапе, которая схватила меня и начала сдавливать когти, причиняя мне боль...
Я тихо кричал, понимая, что никто не услышит... Смерть подкрадывалась ко мне, опутывая липкими щупальцами страха, паники и безысходности...
Как вдруг...
-Феликс Максимович!
Послышался плеск, потом громкое шипение и рычание! Когти отпустили меня, и я упал на землю ослабевшим. Между тем, изыскатель, впитавший в себя непонятную Тьму, начал "дымиться". Рядом с ним стоял Гебель, плескавший в парня святой водой.
Раздался громкий треск, и парень загорелся огнём! Он кричал несколькими голосами, кривляясь, дёргаясь и вращаясь на месте. И тут, его лицо на миг сменило свои молодые черты на более старые и морщинистые... Одежда изыскателя почернела, облегая в виде пальто тощее тело таинственного лысого старика...
Пламя лишь на миг разверзлось, открывая лицо старика. Затем, пред нами вновь возник молодой изыскатель, который вопил от боли и ужаса...
***
В итоге, парень попал в морг к своему товарищу... Васнецов поздравил меня с первым закрытым делом. А Гебель... Я получил от него новое письмо накануне...
"Екатерина Алексеевна чувствует себя всё хуже и хуже... Болезнь разразилась ужасно, и я не уверен... В общем, старина, я не знаю, что мне теперь делать... Лекарства лишь на немного улучшают состояние моей супруги... Сколько ей осталось, я не знаю..."
***