События минувшего года приучили нас к слову «самоизоляция». Но сегодня не многие вспоминают о состоянии Ленина в последние годы. Врачи рекомендовали лидеру первого пролетарского государства соблюдать покой. Был ли такой режим добровольным, какое влияние оказал на процесс борьбы за власть?
Загадка, порождает загадку. Таинственный выстрел в Ленина 30 августа 1918, несомненно не улучшал здоровье главы государства. Принято считать, что в вождя стреляла женщина — Фани Каплан. Однако такая версия вызывает большие вопросы, ибо у предполагаемой виновницы покушения имелись серьезные проблемы со зрением. Да и рассказать она ничего не успела, так как была расстреляна без суда.
В дальнейшем, состояние Ленина ухудшалось. В коне мая 1922 года Ленин стал жертвой паралича. Болезнь не позволила ему участвовать в управлении государством. Впрочем, отход Ленина от контроля над рычагами управления был обусловлен не только медицинскими показаниями.
Медицинское обеспечение в период болезни Ленина стало жертвой «расширения» партии. Под расширением, в данном случае имеется в виду распространение влияния партийных органов на ключевые сферы жизни, в том числе на лечение главы государства. В связи с этим, на первый план выходят события, которым ранее особого значения не придавали.
В начале апреля 1922, И.В.Сталин получил пост генерального секретаря. Необходимо отметить, что «мастодонты» партии» и не думали передавать всю полноту власти обладателю нового поста. Напротив, они собирались освободить себя от рутины.
Вот только состояние здоровья вождя внесло коррективы в их планы.
Используя организационные полномочия, Сталин взялся за «сбережение» здоровья Ленина. Это проявилось после второго приступа Ленина в декабре 1922. Используя предписания врачей Сталин фактически изолировал Ленина от политической деятельности.
Все выглядело как забота о здоровье, но следствием стало отстранение Ильича от соратников. При этом, отречение от соратников — лишь первый шаг к установлению контроля над информацией для вождя. Сталин добился предоставления лишь «позитивной» информации Ленину – докладчики с плохими вестями не допускались.
Второй приступ вождя пришелся на декабрь 1922. В результате болезни, Ленин почти утратил возможность писать самостоятельно. Такое положение дел, потребовало привлечение стенографистов. Теперь у мыслей вождя появились свидетели. Именно они стали источниками утечки информации. По некоторым сведениям,Фотиева — стенографистка Ленина, уведомила Сталина и других членов Политбюро о содержании письма к съезду.
Указанный документ содержал весьма нелестные характеристики членов Политбюро.
Создание информационного «колпака» для Ленина сопровождалось выстраиванием его образа. Свидетельством этого стало размещение информации о состоянии здоровья Ленина в газетах. Наряду с этим в 1923, началось размещение изображений Ленина на упаковках различных товаров. Любопытно, что такое решение было оформлено постановлением ВЧК.
Отметим, что ухудшение здоровья лидера первого пролетарского государства создало возможности для его изоляции, причем не только медицинской, но и политической. А именно политическая изоляция вождя привела к слому хрупкого баланса в партии и обострению конфликтов за его «наследство».