Мы уже рассказывали о важности шежере-родословных у башкир: родословная и вновь возникающие узы родства (это подчеркивал Мухаммад-Али Чукури в поэтическом изложении шежере башкирского клана Иракте) являлись документом, дающим право на вотчинное землевладение - асабалык.
Что же это за статус башкирского землепользования?
Башкирское вотчинное право на землю является древним традиционным институтом, который существовал задолго до вхождения Башкирии в состав Московского царства. Сами башкиры полагали, что оно было даровано им основателем Монгольской империи.
Русский лексикограф Владимир Даль в 18 веке писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…».
Легенда об особом статусе башкир красной линией проходит через сюжет одного из ранних памятников башкирской литературы «Кысса-и Чингиз-хан» («Сказание о Чингиз-хане»), который входит в состав сборника «Дафтар-и Чингиз-наме».
Согласно сюжету, юный Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. В порыве благодарности будущий «Сотрясатель Вселенной» решил одарить башкирских предводителей атрибутами, подтверждающими их статус глав родовых кланов, что было равнозначно дарованию вотчинного права.
По сказанию, Кият-бей (1), Санакле, сын Кунграт-бея (2), Уйшин Майкы-бей (3), Урдач-бей (4), Кереит-бей (5), Тамъян-бей (6), Муйтен-бей ( 7), Кыпчак-бей (8), Джурматы-бей (9), Калдар-бей (10), Бурджан-бей (11), Салчут-бей (12), Катай-бей (13), Буркут-бей (14) свои символы власти (уран, онгон, тамга) (15) получили из рук самого Чингиз-хана (16).
Идейный замысел сказания заключается не только в том, что вотчинное право башкир имеет своим источником установления монгольских ханов, но и в том, что без поддержки улусных беков (беев) ни один хан-Чингизид не сможет править государством.
Одним словом, сказание является изложением политического мифа башкирского народа. Д. Н. Маслюженко пишет: «Так, “Дафтар-и Чингис-наме”, включающая в себя башкирские предания и шежере, обосновывает власть башкирских биев через особые пожалования Чингис-хана в форме ярлыков…»
Так, башкиры, как этническая группа, состоящая из множества кланов-ырыу, были коллективными землевладельцами. Поэтому башкирские родословные имели особый статус, так как фактически были документом, дающим право на владение землей.
Из этого коллективного владения, восходящего ко временам Золотой Орды восходят и традиции "Равный среди равных", который предупреждал возникновения социального слоя, способного стать низовой администрацией российской власти. Башкирские старшины зависели не от властей, а от решения своих соплеменников.
По мнению Б. А. Азнабаева, «Дафтар-и Чингиз-наме», вернее, сказание «Кысса-и Чингиз-хан», представляет собой «концентрированное изложение политического статуса башкирских родов в имперском пространстве». Оно предназначалось «для оправдания специфической ситуации, которая сложилась на Урале и Западной Сибири в период XIII–XV вв.».
***
1) Глава племени Кият. Данный таксон не был зафиксирован в составе башкир исследователями XVIII в., составлявшими
списки башкирских волостей, – П. И. Рычковым, В. Н. Татищевым, И. К. Кириловым.
2) По всей видимости, подразделение Кият
к этому времени исчезло из родовой номенклатуры башкир, как, например, Джалаир, название которого, однако, сохранилось в
топонимии Башкортостана и архивных документах.
3) Легендарный эпоним башкирского рода Кунграт. В XVIII в. на Сибирской дороге Башкирии упоминается Конратская или Кунуратская волость (см.: МИБ. Ч. I. С. 361; «Горная власть» и башкиры в XVIII веке. Сборник документов / авт.-сост. Н. С. Корепанов. Уфа: Гилем, 2005. № 72).
4) Глава башкирского рода Табын.
5) Глава башкирского рода Минг.
6) Глава башкирского рода Тамъян.
7) Глава башкирского рода Кыпчак.
8) Глава башкирского рода Юрматы.
9) Глава башкирского рода Гирей.
10) Глава башкирского рода Усерген. В тексте ошибочно написано Мутиян-бей.
11) Глава башкирского рода Бурджан.
12) Глава башкирского рода Кыргыз.
13) Глава башкирского рода Салжиут.
14) Глава башкирского рода Катай.
15) Буркут-бея своим родоначальником считали башкиры родов Уран и Гайна. Однако есть некоторые основания считать, что данный легендарный персонаж может отражать этноним башкирского племени Меркит.