Найти тему
Константин Вишняков

Перспективы развития ФНЛ: разбираем интервью директора по развитию и маркетингу Футбольной Национальной Лиги Тимура Лепсая

Здравствуйте, уважаемые читатели! Не так давно на спортивном портале matchtv.ru появилось большое интервью с директором Футбольной Национальной Лиги Тимуром Лепсая. Мне удалось поверхностно с ним ознакомиться и в данной статье я поделюсь с вами первыми мыслями о векторе развития ФНЛ в связи с деятельностью данного функционера. Более подробный анализ данного интервью я опубликую чуть позже.

Фото с сайта sport-express.ru
Фото с сайта sport-express.ru

И начнём мы с одного из основных вопросов о развитии "лучшей лиги мира":

— Какие перед вами стоят цели? И как вообще в данный момент они ставятся в связи с уходом Игоря Ефремова?
— Я продолжаю работу с пониманием тех целей, которые мы ставили ранее. А именно — привлечение максимального внимания со стороны зрителей, ну и, максимального количества денег, если говорить совсем уж простым языком.
— На что ориентируетесь с точки зрения итогового продукта?
— Дело даже не в том, что нужно на кого-то ориентироваться, — нам надо понимать, что в каждой стране и лиге есть своя специфика. Мы нашу специфику должны использовать максимально. Мы самая большая лига в мире, так как выезд из Калининграда в Хабаровск (в рамках одного турнира) — это рекорд. Мы лига регионов, и, соответственно, нам нужно ориентироваться на компании, интерес которых простирается на Россию целиком.
С другой стороны, у нас есть такой момент, как разные часовые пояса, это тоже надо учитывать: условно говоря, матч на Дальнем Востоке начинается в ранее время по Москве.
Во многих европейских лигах дела обстоят совсем по-другому: там есть компактность, автобусные выезды и близость локаций. Плюс совершенно иные деньги от телевидения, чего у нас пока нет.
Что ж, будем исходить из того, что мы имеем на данный момент. Но если с ходу заявлять: «Мы станем как Бундеслига» или «Будем как МЛС», то это окажется всего лишь популизмом и лозунгами. А мне бы хотелось заниматься реальными делами.

Итак, мы видим, что Тимур Лепсая обозначил проблему трансляций матчей ФНЛ как основную. Данный подход к проблеме развития лиги мне кажется верным, так как я прекрасно помню, что в сезоне 12/13 матчи ФНЛ показывали по федеральному телеканалу "Спорт", пусть и в крайне ограниченном количестве. Теперь же существуют трансляции на Яндекс.Эфире, но в силу далеко не лучшего качества изображения и временами откровенно слабых комментаторов, данные трансляции не могут привлечь массового зрителя к экранам.

Основным вопросом, связанным с продажей прав на трансляции, является востребованность продукта. И эту востребованность оценить крайне сложно, так как, с одной стороны, ФНЛ покрывает запросы большого количества российских регионов, с другой же стороны, к ФНЛ многие привыкли относиться как к "футбольному болоту". Следовательно, для продвижения матчей "лучшей лиги мира" необходимо создать вокруг неё интерес путём более активного взаимодействия со спортивными СМИ.

Также было бы неплохо возродить Кубок ФНЛ, ставший в последние годы традиционной площадкой для зимних сборов ряда клубов ФНЛ с приглашением сторонних статусных участников в розыгрыш данного соревнования.

Не менее остро для развития лиги стоит вопрос о повышении клубной конкуренции в рамках данного соревнования. Безусловно, иногда в ФНЛ появляются интересные клубы с большой армией болельщиков (такие как Динамо в сезоне 16/17, Крылья Советов и Оренбург). Но, чаще всего, мы видим в лиге клубы, которые едва ли способны привлечь к просмотру матчей массового болельщика. Данный фактор связан в первую очередь с тем, что большая часть клубов "зависает" на уровне ФНЛ без конкретных задач (или же, с задачей "выигрывать в каждом матче", что фактически является синонимами), или же проходит финансовое "чистилище" после сезона, проведённого в РПЛ (как в случае с Енисеем и Томью). Следовательно, лига должна найти способы поддержать клубы, в том числе и выплатами от разнообразного заработка (от продажи прав на трансляции, спонсорских сделок и т.д.).

Теперь же разберём вопросы, предметно связанные с увеличением уровня интереса к лиге:

— Планирует делать более бодрый SMM? «Спартак» вот захватил Tik Tok, а вы на какую соцсеть делаете расчет?
— Безусловно, кейс «Спартака» — очень интересная история, у нас есть четкое понимание, что социальные сети во многом на сегодняшний день являются лицом клуба.
То, что делает «Спартак», вызывает большой интерес, хотя в SMM у них тоже не все гладко.
Наверное, не имею права кого-то критиковать или указывать на ошибки, но пример того, как попрощались с Газизовым, вызвал очень много вопросов.
— Другой момент, что SMM — это вещь, во многом зависящая от конъюнктуры, складывающейся здесь и сейчас. Мы, естественно, собираемся как-то взбодрить ситуацию, но важно понимать, что мы — не клуб, а лига. То есть мы действуем в большей степени «в рамках», потому что у нас 22 клуба, и каждому надо уделить должное внимание.
Да, совсем безбашенную SMM-политику мы вести не сможем, но вместе с нашим информационным департаментом думаем сделать ее более яркой.

По своему содержанию, ответы, которые даёт Лепсая на вопросы об SMM-продвижении ФНЛ, не дают нам чёткого представления о том, в каком направлении лига будет двигаться. Констатировать можно только лишь один факт: руководство лиги планирует учитывать интересы всех участников соревнования. При этом вектор рекламы ФНЛ обозначен не был, что может говорить о том, что руководство ФНЛ не имеет чёткого плана по раскрутке в социальных сетях хотя бы на 2-3 года.

К сожалению, отсутствие плана по интернет-раскрутке ФНЛ является серьёзным тормозом для лиги, как в медийном, так и в финансовом плане. На данный момент информацию о "лучшей лиге мира" любители отечественного футбола могут получить на нескольких спортивных порталах (которые можно пересчитать по пальцам одной руки), матчи ФНЛ можно посмотреть на Яндекс.Эфире, а также можно подписаться на ряд неофициальных сообществ в различных социальных сетях.

В частности, есть несколько каналов, которые стабильно публикуют различную информацию по ФНЛ на платформе Яндекс.Дзен. Далеко не все авторы готовы писать тут "вхолостую", получая за день от 20 до 50 рублей (в редких случаях данная сумма увеличивается до 300 - 400 рублей за счёт случайных всплесков посещаемости каналов). Среди интерсных каналов, которые систематически публикуют прогнозы на матчи ФНЛ, могу посоветовать канал моего коллеги Марата Урмаира.

Также не могу не отметить, что на известных футбольных порталах whoscored и transfermarkt, к сожалению, крайне мало информации об игроках и клубах ФНЛ. Следовательно, блогерам-любителям, не имеющим отношения к профессиональной спортивной журналистике, крайне сложно писать качественные материалы как на Яндекс.Дзен, так и на портале sports.ru. Следовательно, без продвижения ФНЛ на просторах интернета, в массовом сознании любителей отечественного футбола, лига так и будет считаться "футбольным болотом", имея своего зрителя лишь в регионах.

На данный момент я высказал все первичные размышления по интервью Тимура Лепсая. А что вы думаете о высказываниях директора по развитию ФНЛ? - обязательно пишите свою мнение в комментариях, а также не забывайте поставить лайк и подписаться на мой канал. И, конечно же, читайте мои предыдущие статьи с последними новостями ФНЛ и итогами ушедшего 2020 года в "лучшей лиге мира".