Те из нас, кто застали в сознательном возрасте советские времена, помнят, как много писали в то время о построении в СССР коммунистического общества. Даже в Программе КПСС было чётко записано: к 1980 году обеспечить построение в СССР материально-технической базы коммунизма. Правда, чем ближе становился 1980-й, тем меньше было упоминаний об этой великой цели. После 80-го года об этом старались вообще не вспоминать. Но народ-то всё помнил. И в стране появился анекдот. Диктор по ТВ объявляет: «Уважаемые товарищи! Вместо ранее объявленного коммунизма, в 80-м году в Москве состоятся Олимпийские игры».
После начала перестройки, о коммунизме вообще скромно забыли, а стали продвигать идею об «улучшении социализма». Чем закончилось на практике это «улучшение», многие из нас были свидетелями… Итак, попытка построить коммунизм в одной отдельно взятой стране окончилась полной неудачей. Увы, никто по-настоящему, с научных позиций не попытался проанализировать причины этой неудачи. А, между тем, они весьма поучительны. Все, кто изучал в советских вузах философию и научный коммунизм, помнят о том, что вопросы смены общественно-экономических формаций (ОЭФ) освещаются в курсе исторического материализма. Он представляет историю человеческого общества как цепь последовательно сменяющих друг друга ОЭФ: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. На смену капиталистическому строю должен, согласно истмату, прийти коммунистический.
Каждый строй зарождается в недрах предыдущего, вызревает в нем и затем приходит ему на смену. Развитие ОЭФ напоминает историю жизни человека: сначала происходит рождение нового строя, его рост и становление, укрепление, стабильное развитие. Затем наступает пора медленного дряхления и угасания ОЭФ, ее разложение и, наконец, замена новым строем. Так происходило в своё время с феодализмом, который начал дряхлеть еще с эпохи Возрождения и в 19 веке был заменен в большинстве стран на капиталистический строй. Казалось бы, тот же самый путь должен пройти и капитализм, родившийся в 17 веке в Англии, затем в 18 веке в США и Франции, и в 19 веке утвердившийся в большинстве стран Европы и Америки.
Но… Маркс и Энгельс в своем знаменитом «Коммунистическом манифесте», изданном в 1848 году, призвали весь мир к… коммунистической революции и ликвидации капитализма. Казалось бы, не рано ли? В России к тому времени еще крепостное право не отменили, какой уж там коммунизм. Но Маркс и Энгельс были теоретиками. А вот их российский последователь Ленин уже воспринял тезисы манифеста, как руководство к действию. И осуществил Октябрьскую революцию под лозунгом построения коммунистического общества. В полуфеодальной стране, где капитализм начал развиваться лишь с 1861 года. Образно говоря, не похоронил дряхлого покойничка, а запихал в гроб молодого человека, которому еще расти и расти. Взамен достал недоношенного ребенка по имени «социализм» и прописал ему лекарства: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Позднее это назовут «Ленинским планом построения социализма».
Думаю, что многие уже поняли, что план этот был нужен лишь для России, которая по своим меркам никак не соответствовала уровню высокоразвитой капиталистической страны. А что же другие государства? Как это ни странно, ни одна из развитых в промышленном отношении капиталистических стран не осуществила коммунистической революции за 100 лет, прошедшие с момента Октябрьской революции. И тут встает закономерный вопрос: ПОЧЕМУ?
Если внимательно исследовать развитие капитализма в XX веке, то ответ на этот вопрос найти несложно. Тот же Ленин в статье «Империализм как высшая стадия капитализма», написанной в 1916 году, доказывал, что империализм есть высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. Будущее историческое развитие государств в XX веке показало, что он не прав. Капитализм остался, а практически все империи рухнули, кто после 1-й Мировой войны, кто после 2-й. К 1980-му году в мире осталось лишь 2 империи: США и СССР. А с 1992 года – всего 1 империя, американская. При этом набирают силу другие тенденции: создаются союзы государств, как на экономической, так и на политической основе.
Евросоюз – это только первая ласточка новой тенденции, которая скоро охватит весь мир. Россия с ее Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) тоже активно участвует в этом движении. АСЕАН, Меркосур, КАРИКОМ, ЗАЭВС и другие объединения создаются сейчас по всему миру. Позволю себе сделать вывод: современный капитализм из стадии империализма перешел на новую стадию - стадию объединения государств в экономические и политические союзы. Я назвал эту стадию «юнионизмом» (от слова union – союз). Но это отнюдь не конечная стадия капитализма. Юнионизм – всего лишь промежуточный этап развития. Который неизбежно ведет к последней стадии – глобализму. В эпоху глобализма экономические союзы начнут объединяться, поглощать друг друга. Пока в мире не останется всего один экономический союз – всемирный. С одной всемирной валютой. Дальше объединяться будет уже некуда.
И здесь капитализм завершает свою историческую миссию – объединение экономически обособленных государств в единое целое. Дальнейшее его существование становится бессмысленным. Мавр сделал своё дело, мавр может уйти. И коммунистическая революция, которая произойдет в объединенном человечестве, неизбежно будет именно мировой, как и писал об этом когда-то Маркс. Но, увы, не рассказал об условиях, при которых она случится. Я попытался восполнить этот пробел. Что касается возможных сроков перехода человечества к коммунизму, то сама революция произойдет, по моим прикидкам, до конца 21-го века. А вот строить коммунизм совсем не понадобится, поскольку всё уже будет построено )). Достаточно будет передать все средства производства из частной собственности в общественную. И те из нас, кто совсем недавно родился, имеют все шансы дожить до этой счастливой эпохи.
А что вы думаете о причинах, не позволивших нам в 20-м веке создать коммунистическое общество? И какой строй, по-вашему, должен прийти на смену капитализму?
Если вам интересны затронутые темы, подписывайтесь на канал, вместе будем искать и находить решения самых актуальных вопросов, стоящих перед людьми.