Даунсайзинг или шринкфляция: «волшебная» трансформация упаковки
Вес привычных продуктов уменьшился, цена осталась прежней. Что характерно, упаковка не изменилась. Визуально сложно различить 900 г крупы и 1 кг, 95 г шоколада и 100. Покупатель ориентируется на привычные установки, производитель руководствуется тенденциями рынка, одна из которых – повышение себестоимости продукта.
О сути «игры»
Чтобы удержаться на плаву и не допустить резких скачков цен, приходится идти на маркетинговые уловки. Эта практика называется даунсайзинг. Что буквально означает – уменьшение объема продукта в упаковке с сохранением прежней цены. Иное название – шринкфляция (shrinkflation), от английского shrink – сжиматься. На российский манер – сжимфляция.
Явление далеко не новое. Производители США начали манипулировать весом продуктов в 70-х годах прошлого века, во время нефтяного кризиса. В России «новшество» появилось также после кризиса 2008 года.
Термин шринкфляция придумала в 2015 году экономист из США Филиппа Малгрен. Он точно отражает суть процесса: товар «сжимается», стоимость сохраняется, создается иллюзия стабильности цен. Упаковка при этом уменьшается в размерах с сохранением пропорций, заполняется частично, снабжается выпуклым дном для визуально увеличения объема.
У нас больше прижилось определение даунсайзинг, от английского downsizing – сокращение, снижение, уменьшение массы. Толи более благозвучное на слух, то ли конкретное по отношению к продуктам питания, косметике, бытовой химии, всего в той или иной степени подвергшегося «усушке». Вот о нем, коварном даунсайзинге, и поговорим.
Взгляд с различных точек зрения
Итак, о видах, целях, задачах и правильной реакции покупателей. А также о том, может ли эта тенденция нести реальную пользу.
Даунсайзинг бывает двух видов: даунсайзинг продукта – уменьшение содержимого упаковки без изменения внешних параметров и цены; даунсайзинг упаковки – уменьшение коробки или пакета с сохранением привычных пропорций и дизайна.
Задачи можно разделить на три категории: получение выгоды – относительно честная практика, основанная на привычном алгоритме действий и невнимательности покупателей; вынужденная мера сохранения цены при повышении себестоимости продукта; следование за лидером, когда главный конкурент применил эту тактику.
Задача одна – сохранить рентабельность продаж. Прямого обмана нет, на упаковке всегда указывается вес или объем продукта. Другое дело, когда изменяется качественный состав, вводятся более дешевые ингредиенты. Это уже не даунсайзинг. Покупателям нужно просто внимательно изучать информацию и выбирать приемлемый вариант.
Даунсайзинг может быть полезен, а именно – в случае уменьшения размера упаковки. При таком подходе снижается количество отходов, сокращается объем мусора, что способствует улучшению экологической обстановки.
Вы производитель, требуется новая упаковка – обращайтесь в нашу компанию «ПЕЧАТНЯ». Наши специалисты готовы разработать дизайн, оптимальный во всех отношениях, и запустить заказ в производство.