Найти в Дзене
Исторические сражения

Уже в 17 лет он потерял ногу, а вскоре получил прозвище "получеловек". Виднейший адмирал своего времени

По просторам интернета который год бродит байка, как американские археологи во время раскопок у флорентийской базилики святого Миния наткнулись на захоронение XIX столетия, в котором упокоился некий бывший циркач, когда-то служивший в армии и получивший на войне (сложно сказать даже какой – тогда воевали часто и охотно) ряд увечий. В могиле бедолаги якобы обнаружились чудом сохранившиеся протезы, заменившие обе ноги и даже нос. И далее следует душеспасительная история, что именно этот господин и стал прообразом Пиноккио. Для пущей достоверности сообщается, что калеку звали Пиноккио Санчес и захоронение его расположено недалеко от склепа Лоренцини (подлинная фамилия Карло Коллоди).

На деле эта история всего лишь добротно сочиненная подделка, делающая честь ее автору, но не имеющая с действительностью ничего общего. Надо сказать, что эта легенда даже достигла Италии и жители Тосканы изрядно потешаются над ее живучестью. И все же она интересна тем, что в истории действительно существовал человек, который состоял, по сути, из протезов. И который действительно был военным. Но только служил он не простым солдатом, а цельным адмиралом. И воевал не за Италию, а за родную Испанию. Звали его по-испански вычурно и длинно Блас де Лесо-и-Олаварриета. У него не хватало ноги, руки и глаза. Что не мешало ему вполне заслуженно прослыть лучшим стратегом своего времени.

Адмирал Блас де Лесо-и-Олаварриета. Иллюстратор: José Clauzel
Адмирал Блас де Лесо-и-Олаварриета. Иллюстратор: José Clauzel

Блас де Лесо-и-Олаварриета родился 3 февраля 1689 года в Сан-Педро. Фамилия его считалась древней, но не богатой. И потому этот юный дворянин решил пытать счастье во флоте. Правда, служба на родине в тот момент дельной карьеры не обещала, поскольку серьезных войн на текущий момент не предвиделось. И Блас завербовался во французский флот, где получил чин гардемарина. Было ему на тот момент 14 лет.

Через год он уже участвовал в войне за испанское наследство (1704 год). И во время боевых действий показал себя храбрецом. Воевать ему довелось в составе объединенного франко-испанского флота – из-за географического соседства эти две державы частенько выступали в роли союзников.

Уже в 17 лет Блас получает в бою серьезное ранение (вроде как зацепило ядром), приведшее к потере ноги ниже колена. Что не помешало ему продолжить службу. В 1707 он участвует в многодневной стычке под Тулоном, стоившей ему глаза. И снова увечье не отразилось на карьере – храбрый моряк продолжал сражаться за Испанию. И даже успешно продвигался по службе, став в 1713 капитаном корабля.

Пила хирурга XVIII века из Морского музея в Мадриде. Думаю, понятно, как она связана с героем истории. Надо также помнить, что операция проходила без анестезии
Пила хирурга XVIII века из Морского музея в Мадриде. Думаю, понятно, как она связана с героем истории. Надо также помнить, что операция проходила без анестезии

Получив под командование фрегат, новоявленный капитан показал, что кое-что смыслит в военно-морском деле. И в 1714 году, действуя против англичан, он захватывает 11 призов! Правда, во время защиты Барселоны снова получает ранение и врачи вынуждены ампутировать ему руку. И вновь Блас остается на службе. Примерно тогда же он получает неофициальное прозвище Деревяшка, а немного позже – Получеловек.

В 1723 году задиристому калеке поручили командовать целой флотилией, в задачу которой ставили защиту Тихоокеанского побережья от посягательств голландских и английских пиратов. С чем Получеловек неплохо справился, захватив дюжину неприятельских судов и вытеснив джентльменов удачи из территориальных вод Испанской империи. После чего решил уйти на покой.

Блас де Лесо-и-Олаварриета обосновался в 1724 году в Перу, где собирался провести остаток дней. И даже женился в 1725 – полученные за годы службы слава и богатства делали его завидным женихом. Но Испания решила, что боевой опыт калеки может еще послужить интересам державы, и в 1730 году призвала Бласа для выполнения одной деликатной миссии, в общих чертах смахивающей на обыкновенный рэкет – вроде как Генуя задолжала Испании пару миллионов песо.

Блас де Лесо на своем фрегате захватывает HMS Stanhope. Художник: Ángel Cortellini Sánchez
Блас де Лесо на своем фрегате захватывает HMS Stanhope. Художник: Ángel Cortellini Sánchez

Блас со своей флотилией незатейливо подошел к городу и послал парламентеров, в изысканной форме сообщив отцам города, что при отказе покрыть долги незамедлительно начинает бомбардировку. Нужная сумма немедленно нашлась.

Затем адмирал занимался организацией морской блокады Алжира, и в Америку вернулся в 1734 году. Ему поручалось взять под защиту колумбийскую Картахену и организовать ее оборону, поскольку возникла реальная угроза захвата города англичанами. У Бласа имелось в распоряжении 2000 (1200 солдат, 600 индейских лучников, остальные – местное ополчение) человек и 50 "королевских" (дальнобойные орудия большой мощности) пушек. Но и англичане в 174 году прибыли не с простыми руками – 12000 солдат и более 15000 корабельной команды.

Испанские защитники Картахены, 1741 год. Художник: Generoso Jaspe
Испанские защитники Картахены, 1741 год. Художник: Generoso Jaspe

Эта пришлая сила осаждала город три месяца, предприняла несколько штурмов и в пух и прах разнесла форт, защищающий гавань. Англичане заняли развалины форта, но хитрый Лесо заранее заложил в погребах укрепления добрых 20 тонн пороха и дал приказ на взрыв потерянного форта в тот момент, когда британцы в нем обосновывались. Итог – 2000 убитых военнослужащих экспедиционного корпуса.

В этой критической ситуации адмирал приказал затопить испанские корабли у входа в бухту (у испанцев имелось 6 кораблей, у британцев – 25). Часть фарватера перекрывали затопленные суда, а узкий проход, что оставался, простреливали пушки с городских укреплений. Англичане попробовали переть на рожон, но быстро отказались от затеи, едва успев отвести изрядно потрепанные, полуживые корабли с городского рейда.

Дальше английские войска организовали штурм города с суши, для чего принялись перетаскивать легкие орудия под стены города – применить тяжелые пушки не позволяла болотистая почва. Но тут выручили индейские союзники, развернувшие в условиях джунглей широкомасштабную партизанскую войну. Они прореживали ряды британцев при помощи луков и духовых трубок так ловко, что стало понятно, что осаду пора снимать. Иначе есть риск, что на родину возвращаться будет некому.

Блас де Лесо при обороне Картахены. Иллюстратор: Augusto Ferrer-Dalmau
Блас де Лесо при обороне Картахены. Иллюстратор: Augusto Ferrer-Dalmau

Стоит отметить, что британский командующий был так уверен в победе, что еще задолго до начала первого штурма отослал в Лондон победную реляцию и велел чеканить памятные медали. И потому не очень-то радовался необходимости оправдываться перед начальством за провал миссии.

Ну а герой Испании Блас де Лесо-и-Олаварриета вскоре после снятия осады заболел чумой и умер. Его похоронили в Картахене. Ныне его могила считается утраченной.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала