"А мне Галю/Ипполита жалко", - нередко пишут пользователи Дзена. Действительно, если уж авторы фильма позволили двум "безответственным легкомысленным переросткам" вот так запросто замутить дофамино-серотониновую авантюру, то почему такие хорошие, правильные Галя и Ипполит оказываются не просто выброшенными на обочину повествования, а практически "жестоко забытыми в какой-то глуши". Были - и нет. Растворились в небытии. Досадная оплошность авторов, правда? Или...
Они жестокие или просто халтурщики?
Этим вопросом нередко задаются пользователи Дзена. Это они о Брагинском и Рязанове, если что. Об авторах не только "Иронии судьбы", но и "Служебного романа, и "Гаража". И "Берегись автомобиля", и "Вокзала для двоих", и... Ну, понимаете, да (ну, понимаете ведь, откройте хотя бы "Википедию", оцените фильмографию блистательного тандема)? То есть, вот так запросто растворить в воздухе Галю и Ипполита авторы (а мы ведь помним, что все действия героев в фильме прописаны авторами, хотя многие об этом по понятным причинам забывают) не могли. То есть это - не халтура, не упущение. А что тогда? Жестокость? Мало того, что заставили Женю бросить Галю, а Надю - Ипполита (в новогоднюю-то ночь! уже после озвученных предложений!). Мало того, что обрекли их на одиночество (даже если обсохший Ипполит решит зайти на очередной круг, посадку ему совершить будет негде - Надя-то уехала в Москву; даже если проплакавшаяся Галя решит дать Жене себе еще один шанс, она обнаружит, что свято место уже занято). Их действительно просто "растворили за ненадобностью". Как ту втулку от использованного рулона известного гигиенического товара. И у пользователей Дзена (читай: зрителей фильма) болит душа за этих персонажей. Одни утешают себя тем, что из "Продолжения" выясняется, что Женя женился-таки на Гале, а Ипполит - на Наде (этому "Продолжению" будет посвящена отдельная часть данной саги, обещаю). Другие вспоминают про некоего Олега, которым Галя грозила Жене в начале фильма (хоть плохонький, но свой). Третьи начинают на полном серьезе набрасывать авторам (!) варианты альтернативного финала (например, была версия, в которой ревнивая Галя едет с ключом от Жениной квартиры в Ленинград, дабы проверить правдивость его слов, а там вдруг из лифта выходит обсохший Ипполит и все такое). И я понимаю таких "соавторов". Я уже говорила в двух первых частях, что отличительной чертой рязановско-брагинских героев является не просто их абсолютная правдоподобность. Они - это мы с вами. И, конечно, проецируя героев фильмов на себя, а себя - на героев фильмов, зритель желает им счастья (ибо кто же не желает себе счастья).
Внимание! Раскрытие секрета фокуса!
Ловкость рук - и никакого мошенничества! Главное - внимательно следите за этими руками.
-Рязанов и Брагинский, конечно, знали, каких удивительных, уникальных персонажей им удается создавать из фильма в фильм. И то, что зритель проецирует героев на себя, а себя - на героев, тоже знали. Пользуясь вот этим проецированием, конкретно в "Иронии судьбы" тандем ловко проворачивает вот какой "драматургический фокус".
-Как я уже писала в предыдущих частях саги, смысл фильма - в доходчивом объяснении зрителю, что такое простое человеческое счастье И КАК ДО НЕГО ДОТОПАТЬ каждому, кто действительно хочет до него дотопать.
-Тандем назначает каждому из героев "миссию" (подробнее о миссиях - в Части 2), чтобы зритель, который ... (см. пунктом выше) четко увидел прорисованные авторами дорожки, по которым можно до счастья дойти. И дорожки, которые, увы, ведут в пустоту и одиночество. Даже если это одиночество вдвоем (т.е. союз двух абсолютно чужих по духу людей). Женя и Надя чуть не "загремели" в это "одиночество вдвоем" (чуть не связали свои судьбы с совершенно чужими для них людьми). Но пройдя испытание, уготованное им авторами, пройдя его с честью, они сумели "вырулить" на дорогу, ведущую к счастью. А Галя? А Ипполит? Они были инструментами, маркерами, лакмусовыми бумажками. Они помогли Жене и Наде разглядеть друг друга. Помогли им сделать правильный выбор. Помогли обрести счастье. И одновременно с тем наглядно показали зрителю, что даже казалось бы определившийся, почти "узаконенный" союз двух чужих друг другу людей (как вы помните, предложения успели сделать и Женя Гале, и Ипполит Наде) не стоит и ломанного гроша. В нем нет фундамента, нет цемента. И он рухнет от любого дуновения свежего ветерка (уверена, вы знаете до неприличия много случаев из реальной жизни, когда даже законные муж или жена, сверкая пятками, убегают из опостылевшего союза, и их не способны удержать ни кольцо, ни штамп в паспорте, ни общие дети). И растворившиеся в воздухе Галя и Ипполит - не жестокость. А правда жизни. Просто "Ирония судьбы" - это запредельно реалистичное кино (которое многие почему-то считают новогодней сказкой). И кроме того... А что дальше делать в фильме Гале и Ипполиту? Пить с горя? Попытаться вернуться к Жене и Наде соответственно и обнаружить, что они здесь - до боли чужие и ненужные? Вот это было бы настоящей жестокостью по отношению к Гале и Ипполиту. Но авторы милосердно не стали педалировать.
Так что же в итоге произошло с несчастными, которых авторы фильма благородно отпустили в открытый космос, как отработавшие ступени ракеты (счастье Нади и Жени), которую Ипполит и Галя вывели на орбиту? Даже люди, осознающие замысел тандема, такие люди... И они все равно хотят какой-то обнадеживащей определенности. Потому что... они - те самые гали и ипполиты. И потому что они хотят получить свою личную надежду на свое личное счастье. Вот специально для таких людей: а кто вам сказал, что авторы эту надежду у Гали и Ипполита вас отобрали? Авторам просто нечего вам сказать кроме того, что они уже сказали в фильме: вот - счастье, вот - дорога к нему. А вот - вы. Кто вы? Женя? Надя? Так это же прекрасно! Галя? Ипполит? Ну, ребят... Тут уж любой автор бессилен. Даже самый гениальный. Потому что творцами ваших судеб являются не Рязанов с Брагинским, а вы сами. И... Растворяя в небытии Галю и Ипполита и вынуждая вас задумываться об их дальнейших судьбах, тандем на самом деле вынуждает задуматься о своих собственных судьбах и счастьях вас самих. Разве не гениально?! Великолепный "драматургический фокус", цена которому - не металлические пальмы, львы, медведи и дядьки с мечами, а полноценность реальной человеческой жизни. И это - нереально разные весовые категории. Если бы у меня были на это силы, я бы учредила особую кинопремию имени Рязанова и Брагинского. Но ох как мало кинематографистов имели бы шанс получить эту награду.
"И что же, черт побери, авторы фильма предлагают каждому напиваться в бане/ приголубливать первого встречного алкоголика, уснувшего на тахте?! "- гневно воскликнут гали и ипполиты. Нет, друзья мои, все не так просто. Все... еще проще. Но об этом - в продолжении саги (потому что, бьюсь об заклад, вы и так уже устали читать эту часть, получившуюся неприлично длинной). А пока... Смотрите "Иронию..." сердцем. Ведь зорко лишь одно оно.
Ссылки:
на Часть 1 (самое начало) https://zen.yandex.ru/media/id/5ff77c68891d3c1e102f1005/ironiia-sudby-bibliia-ot-riazanova-kak-marker-zdorovia-obscestva-chast-1-5ff77ed3bb14d54ffb27abd2
на Часть 2 (тоже начало, но уже не самое) https://zen.yandex.ru/media/id/5ff77c68891d3c1e102f1005/ironiia-sudby-bibliia-ot-riazanova-kak-marker-zdorovia-obscestva-chast-2-5ff7a1e6f906b16872929229
на Часть 4 (продолжение)