Найти тему
Вестник истории

Русский Давид против турецкого Голиафа: как сторожевой катер "Веста" победил османский броненосец

Взято отсюда: topwar.ru
Взято отсюда: topwar.ru

Все мы знаем библейский сюжет о том, как молодой пастух Давид, вооружённый одной лишь пращой, побеждает могучего, вооружённого до зубов великана Голиафа. История знала немало похожих случаев, один из которых – победа сторожевого катера «Веста» над современным турецким броненосцем, случившаяся в июле 1877 года.

Согласно условиям Парижского мира 1856 года, Россия лишалась права иметь черноморский флот. Все уцелевшие военные корабли подлежали затоплению. Теперь, в случае новой войны на Черноморском ТВД, казалось, Россия будет беззащитной в случае атаки с моря. В этой ситуации российское правительство делает ход конём – с подачи адмирала Ф.П. Врангеля, начинается строительство торговых судов, сконструированных таким образом, чтобы их легко можно было переоборудовать в боевые. Русский флот, до того преимущественно парусный, оснащается новейшими паровыми судами.

В 1858 году русский торговый флот получает в своё распоряжение катер «Веста». Конструкция корабля предусматривала возможность установки боевых орудий, и, в целом, сам корабль можно было использовать для морских рейдов. В частности, для захвата неприятельских торговых судов, перехвата десантных кораблей и атак на порты. Спустя 19 лет с момента спуска на воду, «Веста» примет боевое крещение у берегов Румынии.

Бой «Весты» с турецким броненосцем. Картина А.П. Боголюбова
Бой «Весты» с турецким броненосцем. Картина А.П. Боголюбова

Сражение у Констанцы

В 1871 году Франция, одна из сторон конфликта в Крымской войне, терпит сокрушительное поражение в войне с Пруссией. Александр II, пользуясь случаем, объявляет о денонсации парижского соглашения. Начинается активное возрождение черноморского флота.

Спустя 6 лет начинается новая война с Турцией. Россия всё ещё остаётся уязвима с моря – турки успели нарастить силы своего ВМФ. Кроме того, на вооружении противника состояли новейшие броненосцы, против которых вчерашние торговые суда, многие из которых не имели брони, были предельно уязвимы. Так, Россия могла выставить против турок на море лишь 12 кораблей. Превосходство турецкого флота казалось подавляющим. В числе этих кораблей оказалась и «Веста», на палубы которой установили пять шестидюймовых мортир, два девятифунтовых и одно четырёхфунтовое орудия, по две скорострельные пушки системы Энгстрема и Гатлинга и устройства автоматической стрельбы. Командование экипажем было поручено капитан-лейтенанту Николаю Баранову.

Н.М. Баранов
Н.М. Баранов

10 июля 1877 года «Веста» отправляется в рейд с заданием нападать на торговые суда противника. О сражении с турецкими боевыми кораблями речи и не шло. Но уже на следующий день, у берегов Румынии, прямо по курсу был замечен турецкий корвет «Фетхи-Буленд». Изначально, заметив дым, экипаж ошибочно принял военный корабль за торговый, и, следуя первоначальному плану, направился прямо по курсу, намереваясь отрезать судно от берега. Однако, приблизившись на расстояние выстрела, матросы поняли, что перед ними – военное судно. На пути «Весты» встал современный, мощный броненосец, сражаться против которого было равносильно самоубийству.

Баранов, как командир, имел полное право дать приказ к отступлению и возвращению в порт Одессы. Однако офицер решился на достаточно смелый, если не сказать, авантюрный шаг. Капитан заметил, что в момент, когда корабль противника совершает манёвр, есть возможность дать залп, и, возможно, вывести из строя орудия, или же нанести противнику некоторые повреждения. Не питая иллюзий относительно возможности победы в сражении, Баранов распорядился дать залп и отступить.

Завязался бой. Турки намеревались обойти «Весту» с севера и отрезать путь до Одессы. Баранову долгое время удавалось держать противника за кормой. Сделав ставку на манёвренность, Баранов сумел с минимальными повреждениями удержать курс. Перестрелка не прекращалась.

Спустя два часа турки сократили дистанцию. «Веста» оказалась под усиленным огнём. Одна мортира и оптический прицел для автоматического орудия были выведены из строя. Экипаж начал нести потери под орудийным и картечным огнём турок. Ситуация складывалась в пользу противника, но Баранов и не собирался сдаваться. Когда вражеский броненосец подошёл достаточно близко, капитан приказал готовить шестовые мины к бою. Кроме того, баковое орудие, а также два казематных орудия правого борта противника были выведены из строя.

Бой с турецким броненосцем. Картина И.К. Айвазовского
Бой с турецким броненосцем. Картина И.К. Айвазовского

К тому времени «Веста», получив значительные повреждения, потеряла ход. Турки уже почти в упор расстреливали катер. Баранов и несколько старших офицеров были контужены. Лейтенанты Кротков и Рождественский встали к пушкам. Кротков получил 17 осколочных ранений, но не прекращал вести огонь. В это же время штурман Корольков, сохраняя контроль над ситуацией, продолжал руководить рулевыми.

Наконец, удача улыбнулась экипажу – пущенная с борта «Весты» бомба угодила прямо в орудийный каземат противника. Турецкий корабль, окутанный густым дымом, стал поспешно отступать.

«Веста», несмотря на повреждения, вернулась в порт, и Баранов тотчас подал рапорт:

«Видя два орудия у себя подбитыми, имея в корпусе две пробоины, двух офицеров убитыми и четырёх ранеными и палубу, заваленную осколками и разорванным человеческим мясом, и, что главное, видя, что машинисты и кочегары едва держатся на ногах после пятичасового боя, я не решился энергично преследовать убегавшего быстроходного врага, тем более что он поднял какой-то сигнал и на горизонте стали показываться ещё рангоуты судов»

Вице-адмирал Аркас сравнивал это с подвигом брига «Меркурий»:

«Честь русскаго имени и честь нашего флага поддержаны вполне. Неприятель, имевший броню, сильную артиллерию и превосходство в ходе, вынужден был постыдно бежать от железнаго слабаго парохода, вооруженного только 6-дюймовыми мортирами и 9-фунтовыми орудиями, но сильнаго геройским мужеством командира, офицеров и команды. Ими одержана полная победа, и морская история должна будет внести в свои страницы этот блистательный подвиг»
Памятник погибшим в сражении морякам
Памятник погибшим в сражении морякам

После боя

Капитан-лейтенант Баранов был награждён георгиевским крестом и повышен в звании. Впоследствии, получив в своё распоряжение корабль «Россия», провёл ещё один удачный рейд, захватив турецкий десантный корабль «Мерсина» с крупными силами десанта.

В 1878 году Баранов уже был в звании капитана 1-го ранга. Но спустя всего год лейтенант З.П. Рождественский опубликовал в газете заметку, где обвинил Баранова в преувеличении своих заслуг, а бой с турецким броненосцем назвал «бегством». Это разозлило Баранова, и он инициировал разбирательство в Морском министерстве.

Процесс против Рождественского, однако, застопорился, и оскорблённому капитану было предложено обратиться в гражданский суд. Баранов не смирился с таким положением и потребовал отставки, но Морское министерство не приняло её. В ответ офицер написал письмо уже самому великому князю Константину Николаевичу, где рассказал обо всех нанесённых ему Рождественским оскорблениях и напомнил о недополученных за захват «Мерсины» деньгах.

Сам Константин Николаевич, сочтя содержание докладной записки оскорбительным, довёл это дело уже до самой императорской канцелярии, и впоследствии Баранов был уволен со службы. 14 января 1880 года приказ об увольнении Баранова вступил в силу. На военной карьере Николая Михайловича был поставлен крест.

Однако в верхах высоко ценили его организаторский талант, и вскоре Баранов перешёл на государственную службу. Первый год после увольнения Баранов вёл разведывательную деятельность за границей, осуществляя надзор на русскими революционерами. Впоследствии занимал должности губернаторские должности.

В 1882 году Баранов был назначен главой Нижегородской губернии. Пять лет спустя до него дошли сведения о трагической гибели «Весты». У печально знаменитого мыса Тарханкут, где до того не раз тонули корабли, «Веста», потеряв ориентир из-за сильного тумана, столкнулась с кораблём «Синеус». Весь экипаж погиб.

В 2016 году обломки «Весты» были обнаружены на глубине 45 метров и впоследствии подняты на поверхность.

Штурвал «Весты»
Штурвал «Весты»

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii Мы будем очень признательны любой поддержке!