Впервые мы встретились с Колей в работе, когда я была начинающей танцовщицей. Труппу на тот момент возглавлял Владимир Викторович Васильев. Он делал свою версию «Жизели» и пригласил меня на главную роль. Она стала первой в моей карьере. Мне было восемнадцать, я только-только пришла в театр и очень многого не знала, а тут вдруг сразу такая большая работа.
Мне очень повезло, что с первого момента в театре рядом со мной оказалась Екатерина Сергеевна Максимова. Мне трудно сказать, как это произошло. Наверное, ее просто попросили со мной порепетировать. Может быть, Владимир Викторович что-то увидел во мне наперед, намного дальше, чем видели все остальные. Тогда Екатерина Сергеевна еще сама не знала, как все сложится: будем ли мы вместе работать и справлюсь ли я с этим спектаклем. Партнером у меня был Коля. Почему он согласился, я не знаю, я никогда его об этом не спрашивала.
Но благодаря тому, что он был рядом, и Екатерина Сергеевна, и Владимир Викторович, которые верили в меня, работа пошла.
Тяжело было очень. Коля и Екатерина Сергеевна наперебой говорили, что и как нужно делать. Мне очень хотелось учесть все пожелания — и партнера, и педагога, и постановщика, хотелось сделать все, но, конечно же, не все сразу получалось. Коля был необычайно терпелив, и только позже я поняла, как много тогда зависело от него.
Чисто теоретически текст спектакля я знала, но внутренне еще не была готова к этой роли. Хотя, по правде сказать, у меня до сих пор нет ощущения, что я ею владею. Мне кажется, это такой спектакль, который познать в совершенстве невозможно.
Из всех наших совместных работ я особо хотела бы отметить «Пиковую даму» Ролана Пети. Несмотря на то, что у меня там маленькая роль, она мне очень нравится, как, впрочем, и спектакль. Настолько, что я всегда стояла за кулисами с самого начала до самого конца, хотя у нас с Колей там очень маленькие сцены. Я проживала весь спектакль вместе с ним. И может, именно поэтому Лиза для меня — одна из самых любимых ролей, которую я танцевала с Колей. Мне нравится, как он делал Германна, меня за сердце брало... Недаром Ролан Пети поставил этот балет на него.
Конечно, и Илзе, и я тоже танцевали в «Пиковой даме» важные партии, но главная роль в этом балете все-таки у Коли. Долгое время мы исполняли спектакль одним составом, и когда сложилась такая ситуация, что на время мне нужно было найти замену, у меня не было сомнений в том, что выбор партнерши должен оставаться за Колей. Это его спектакль, и какие-то пожелания относительно того, кого бы он хотел видеть рядом, в первую очередь должны исходить от него.
Мне кажется, у него во время спектакля неоднократно открывалось второе дыхание, и Лиза должна была ему в этом помогать. Спектакль очень тяжелый, как физически, так и эмоционально, поэтому важно было, чтобы рядом с ним на сцене стоял человек, которому бы он доверял.
Помимо других спектаклей, Коля вводил меня в «Баядерку». Я долго не могла взяться за роль Никии, все времени не хватало. И когда мы наконец решили с Екатериной Сергеевной приготовить эту партию, Коля сказал: «Я буду партнером. Я тебе все расскажу и покажу!»
И вот начались репетиции, и я вижу, что Коля просто горит желанием что-то мне рассказать, что-то подсказать и как-то помочь. И это желание захлестывало его настолько, что Екатерине Сергеевне даже иногда приходилось его останавливать. В основном, происходило это тогда, когда он начинал показывать за меня. На самом деле это замечательно, что Колю так волнует женский танец. Он часто говорит, что мог бы станцевать все женские партии, что знает их все. Всегда видно, как он переживает за своих партнерш, и именно поэтому хочет помочь.
Я помню, что Екатерина Сергеевна даже немножко ревновала, ей тоже хотелось все рассказать и передать мне то, что она знала, а Колю было не остановить. И тогда она говорила: «Колечка, Колечка! Мы все сейчас сделаем, Колечка!»
Для меня это очень приятные воспоминания, и мне жаль, что Екатерины Сергеевны больше с нами нет. Мы с Колей хотели еще очень много с ней вместе сделать. У нас ведь и другие спектакли были нестанцованные.
Я очень благодарна Коле за то, что он есть, за то, что он всегда поддерживал меня в театре, во всем помогал и настраивал очень позитивно. Никогда от него не исходило никакого давления, несмотря на то что он у нас личность известная, и его знают во всем мире. Он своим авторитетом никогда не давил на молодежь, с которой танцевал… Хотя, конечно, требовал от артистов очень много. В работе он очень требовательный, очень!
Светлана Лунькина