Когда деревья были высокими я учился в школе, этот самый буллинг (хотя какой буллинг, слова-то такого и не было - обычная травля) считался чуть ли не нормой школьной жизни, неотъемлемой ее составляющей. Никаких психологов, групп примирения, помогающих улаживать конфликты, не существовало, по крайней мере, я ничего из этого за всю свою школьную жизнь не видел. Единственное, на что могла рассчитывать жертва, так это на своего классного руководителя, если с ним повезет, да на своих родителей в совсем уж крайнем случае. Ну разве что иногда трудовик шуганет потерявших страх и совесть мерзавцев, числом берущих верх над хилым ботаником. В остальном вся масса школьников с их проблемами и тягостями была предоставлена самой себе.
Сейчас же все по-другому. Выстроены такие механизмы защиты учеников, которые многократно превосходят любую работу прошлых десятилетий. На страже эмоционального здоровья учащихся заваленный обязательствами классный руководитель, прибегающий по первому зову психолог, да и вся администрация готова сделать все, лишь бы погасить любой конфликт в самом его зародыше. Я не знаю, как данная система будет развиваться дальше, но ее эффективность у меня не вызывает сомнений, как правило.
Иногда я проецирую работу этих защитных механизмов на свое прошлое. В старших классах я учился в школе, которая располагалась на окраине города и не числилась в рядах образцовых. Она имела широкий диапазон проблем: от массового курения и употребления некоторых запрещенных веществ, до строго выстроенной иерархии, похожей на армейскую дедовщину со всеми её прелестями. И я в ней был не самый высокоранговый участник. Бывало я попадал в переделки, из которых выходил иногда достойно, а иногда и не очень, проявляя слабину. И это меня крайне волновало, заставляло переживать перед сном о своем неправильном решении. Именно в это время я обдумывал, как поступлю в следующий раз и как буду вести себя в будущем. Но мне было непросто.
Так вот, иногда я проецирую работу новых защитных механизмов на свое школьное детство. И я рад, что тогда их не было. Я рад, что со всеми проблемами мне было дано разобраться самому. Иначе я бы воспользовался этой спасительной дверью, эвакуационным выходом из несправедливости и безразличия. Пошел бы легким путем и, скорее всего, не стал бы тем, кто я есть сейчас. А я люблю того, кто я есть сейчас.
Все конфликты, разбираемые нашим психологом и группой примирения, ничем не отличаются от тех, что были двадцать лет назад. Вот только мы отняли у ребят возможность решать их самим. Велика вероятность того, что они привыкнуть к мысли о том, что всегда есть кто-то, кто спасет тебя из любой, даже самой запущенной ситуации. Им самими запущенной в том числе. Я не знаю, как в будущем будет устроена наша жизнь, может необходимость в самостоятельности действительно отпадет, и мы будем уверены в том, что нас постоянно кто-то защищает. Вот только нынешняя реальность такова, что нужно уметь защищать себя самостоятельно от многих проблем, надеяться особо не на кого. Даже больше - нужно понимать, что необходимость защищать себя самостоятельно может возникнуть. А этому мы наших ребят уже не учим.