Когда в конце 50-х годов тарзаномания сошла на нет, а новые тарзаны еще не народились, когда никто еще не знал о существовании Арнольда Шварценеггера, который накачивал свои мышцы где-то там далеко в Америке, а Сильвестр Сталлоне был обычным вышибалой в ресторане, на экранах появился самый настоящий герой, настоящий мачо, человек который взошёл на пьедестал почёта и сразил наповал своей внешностью, своим великолепным могучим торсом, своим пронзительным взглядом, человек который влюбил в себя всю подростковую киноаудиторию СССР и стран соцлагеря. Его имя - Гойко Митич.
В 60-е и 70-е годы прошлого века, каждый уважающий себя мальчишка мечтал быть похожим на героев кинокартин с участием Гойко Митича. Кинофильмы с его участием шли в переполненных залах. Многие смотрели их по нескольку раз и многие старались во всем подражать своему кумиру. Удивительное дело, что когда у одной шестой части суши буквально поехала крыша на почве всепоглощающей любви к этому супергерою, то на его родине, в Югославии он особой популярностью не пользовался. Можно даже сказать, что как актёр он был практически неизвестен на своей родине. На нашей же родине Гойко Митич к концу 70-х годов уже был народным индейцем Советского Союза.
Гойко Митич родился в 1940 году, в семье виноделов, недалеко от Белграда. С юных лет прекрасно ездил на коне, и много трудился на земле. После войны он с матерью и братом переехал жить в Белград. Большое влияние на воспитание будущего актёра оказала бабушка. Она привила ему хорошие манеры, поддерживала в нём увлечения литературой и спортом. В итоге Гойко за всю свою жизнь не выкурил ни одной сигареты, и совершенно не был привязан к алкоголю, а также мог считать себя начитанным и вполне культурным человеком.
Перепробовав много спортивных увлечений, - плавание, гребля, легкая атлетика, альпинизм, и окончив институт физкультуры в Белграде, Гойко Митич в 1961 году оказался в мире кино. Но не как актёр, а как каскадёр. В 1960 году он дебютировал в кино каскадёром в английском фильме "Ланселот и королева". После была работа каскадёром в итальянском кинофильме.
Фактурного актёра заметили режиссёры западногерманской киностудии и в 1962 году пригласили актёром массовки в знаменитый сериал про Виннету по произведениям Карла Мая. С 1962 по 1965 годы, Гойко снялся в пяти картинах про Виннету: "Золото апачей", "Виннету - сын Инчу-чуна", "Среди коршунов" и других. В тех картинах блистал тогда французский актёр Пьер Брис. А у Гойко роли были настолько незначительные, что он даже не всякий раз попадал в титры фильма.
Судьба Гойко Митича могла сложиться так, что он вполне мог остаться на Западе, и уже не вернуться в страны соцлагеря. Но судьба распорядилась по-другому и запустила кинематографическую биографию Гойко Митича совсем в иную сторону света.
В 1965 году, ему предложили одну из главных ролей в восточногерманском фильме киностудии DEFA "Сыновья большой медведицы". Это было очень неожиданное предложение для него. Фактурой своей Гойко идеально подходил для роли. Все трюки он вполне мог исполнять сам. И главное, что он неплохо знал немецкий язык, который вместе с русским учил еще со школьных лет. Пугало его только отсутствие серьёзного актёрского опыта.
Режиссёр фильма отметил у Гойко Митича помимо атлетической фигуры, орлиного носа и черных глаз еще одно важное достоинство. Он умел молчать в кадре, - умел держать паузу. Последнее было бесценно. Гойко Митичу не нужно было много говорить в кадре. Он гораздо больше мог играть глазами и телом.
Фильм "Сыновья большой медведицы"вышедший на экраны ГДР в 1966 году, имел просто оглушительный успех. Его посмотрело 11 млн. зрителей. А после снятого по произведениям Фенимора Купера фильма с участием Гойко Митича "Чингачгук большой змей" Гойко Митич стал знаменитым на весь мир.
Да именно на весь мир. Потому что фильм прошёл гигантским прокатом в странах восточного блока, Советском Союзе, а также был показан в США и на западном континенте.
Результат показа фильма по Фенимору Куперу в США, был плачевным. Поскольку в картинах про индейцев очень сильно выделялся акцент борьбы индейского народа за свои права, носивший коммунистическую идеологию, то в штате Южная Дакота начался настоящий индейский бунт племени сиу. Настолько серьёзный, что даже пришлось подключать вооруженные силы. После этого инцидента все последующие фильмы с участием Гойко Митича в США не показывались. А само творчество киностудии DEFA было признано в США идеологической диверсией, искажающей американскую историю, за которыми стояли Штази и КГБ.
Немецкий журнал "Шпигель" написал в одной из статей, что Гойко Митич играет не по Карлу Маю, а по Карлу Марксу.
В отличии от западного вождя индейцев Пьера Бриса, Гойко Митич выполнял в фильмах все трюки сам: без помощи рук вскакивал на коня, легко взбирался по отвесным скалам и деревьям, жонглировал подброшенной в воздух динамитной шашкой, плавал и виртуозно управлял лодкой. Роль Гойко Митича в сочетании с его взглядом, имело просто магическое воздействие на зрителя.
Дальше началась настоящая гойкомания на киностудии DEFA. С 1966 по 1983 годы вышло в общей сложности 13 картин на индейскую тематику с участием Гойко Митича.
"След Сокола" и "Белые волки", история Зоркого Сокола, "Апачи", "Текумзе", "Оцеола", "Ульзана", "Смертельная ошибка", "Братья по крови" с Дином Ридом. Мало кто из мальчишек и девчонок СССР того поколения не смотрел хотя бы один из этих фильмов.
Кстати, многие эти фильмы снимали на территории СССР. Съёмки происходили в Крыму, в районе горы Демерджи, на Кавказе и в Средней азии в районе Самарканда. А фильм "Вождь белое перо" снимался в Монгольских степях. Ну и конечно съёмки происходили на родине Гойко Митича в Югославии. Большей частью в черногорских и хорватских землях.
Еще в 70-е годы, Гойко пытался выскочить из индейской темы, сыграл в картинах "Спартак", "Любовь и королева", но как-то эти фильмы не особо запомнились. В 1984 году Гойко Митич сыграл главную роль испанского коммуниста Пабло Кальво в фильме "Фронт без пощады".
После падения берлинской стены для Гойко наступили непростые времена. Дошло дело до того, что он даже работал обычным курьером, - на собственном автомобиле, перевозя из Сербии в Германию и обратно разные товары. Во время обстрела войсками НАТО Белграда погибла его мать. Это стало большой трагедией для Гойко. Он до сих пор считает американскую военщину своим личным врагом. Боль в сердце не утихла.
В 2000 году Гойко принял германское подданство. Это связано с тем, что он на таможне часто испытывал большие унижения как носитель сербского паспорта. С 2002 по 2008 годы актёр снимался в сериале про Виннету, где уже играл главную роль. В 2016 году вышел очередной фильм, где он играет старого вождя Инчу-чуна в "Виннету и Олд Шаттерхенд".
Последнее что Гойко сделал в кино это работа в сербско-российском фильме "Балканский рубеж", 2019 года, где он играет с молодой сербской звездой М. Биковичем.
Гойко Митич объездил с выступлениями всю одну шестую часть суши. Вот не так давно у Гойко была прекрасная поездка по Чукотке. Где местные чукчи встречали его как родного. А когда Гойко приезжал в США на встречу с индейцами, то его даже один из настоящих вождей посвятил в индейцы, дав ему имя Волка, и вручив все ценные индейские амулеты.
Гойко Митич несмотря на свои 80 с хвостиком лет, находится в отличной физической форме. По прежнему на него смотрят женщины как на объект желания и восхищения. Кстати Гойко так и не женился. У него было очень большое количество романов (самый известный с Ренатой Блюме), есть внебрачные дети в России и других странах, но связать свою жизнь узами брака он не посмел. Понимая, что просто не создан к этому.