Нет, наверное, ни одного человека, который бы не знал Фаину Раневскую. Актриса покорила старую Россию и весь Советский Союз. Ее называли скандальной особой, философом с сигареткой в зубах. Это была дама с язвительным и искрометным юмором. Ее боялись и боготворили одновременно. Но, на самом деле, за незаурядной личностью скрывалась натура очень ранимая и бесконечно одинокая.
Фаина Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в богатой еврейской семье. Ее настоящее имя – Фанни Гиршевна Фельдман. Отец был влиятельным фабрикантом, имел свое производственное предприятие, магазин, пароход. Мама была домохозяйкой и воспитывала пятерых детей.
Маленькая Фанни не чувствовала себя в доме родителей счастливой. Девочка не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Она чувствовала себя очень неуверенно из-за легкого заикания, которое усиливалось во время волнения. Да и внешность Фаины не была яркой, а на фоне красавицы сестры, она смотрелась довольно бледно. Братья часто шутили и подсмеивались над ней. В элитной гимназии, где училась Фаина, она чувствовала себя настолько некомфортно, что даже упросила родителей забрать ее оттуда, и образование она получала уже дома. Девочка хорошо играла на фортепиано, пела, знала иностранные языки и запоем читала.
«Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества», - напишет она потом.
После 10 лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромнейшее впечатление на нее произвел увиденный в 13 лет спектакль «Вишневый сад». Во многом он и определил ее дальнейший выбор. Девочка тайком начала ходить на занятия в театральную студию, а вскоре сообщила, что собирается учиться на профессиональную актрису. Реакция отца была крайне негативной. Фаина услышала много нелестных эпитетов в свой адрес, про свою серую внешность, про свое заикание, и что актерство это вообще дурь и блажь. Все это послужило причиной разрывы с родителями. Разгневанный отец не общался потом с дочерью долгие годы.
В 1915 году Фанни Фельдман уехала покорять столицу. В Москву Фаина приехала налегке: отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки. Он считал глупой блажью ее желание стать артисткой. Немного денег тайком дала ей мама.
Девушка сняла крошечную комнату на Большой Никитской и сразу почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. Именно в эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским.
Театр.
В столичные театральные училища Фаину не приняли, и ей пришлось найти частную школу. Денег на оплату обучения не было. Очень помогла ей в то трудное время артистка Екатерина Гельцер. Именно она договорилась, и девушку взяли в один из театров Подмосковья. Примечательно то, что к директору театра Раневская явилась с рекомендательным письмом, совершенно не зная о его содержании.
Письмо было подписано близким приятелем директора, московским антрепренером Соколовским. «Дорогой Ванюша, - писал он, - посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры – так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…» Не известно, как сложилась бы судьба 19-летней Фаины, если бы Ванюшка внял просьбе друга и выгнал бы начинающую актрису. Так, Раневская начала свою сценическую деятельность в Малаховском дачном театре под Москвой.
Позже, ей пришлось поработать понемногу в театрах Керчи, Кисловодска, Баку, Ростова и Смоленска.
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдман эмигрировало. Но в то же время ей поступило предложение от столичного Театра актера. Наконец-то молодую актрису оценили по достоинству и приняли в столичный театр. Так началась театральная биография Раневской.
В начале 50-х годов Фаина Раневская перешла в театр им. Моссовета. Талант актрисы нередко превосходил талант режиссеров. Кроме того, у Фаины было свое видение игры, и оно часто не совпадало с режиссерским. Играя эпизодические роли, она часто переписывала и играла их на свой лад, затмевая своей игрой исполнителей главных ролей. Это никак не входило в планы самих артистов и режиссеров.
Особенно острые препирания и стычки были с режиссеров Юрием Завадским. Они позже нашли отражение в острых анекдотах и афоризмах Раневской.
Один раз режиссер в сердцах выкрикнул актрисе: «Вон из театра!» На что великая Раневская с не меньшим пафосом ответила «Вон из искусства!». На сцене этого театра Раневская появлялась еще 25 лет.
Все знакомые и друзья знали, что Раневской лучше не попадаться на язык, так как это было «чревато»: великая актриса не очень-стеснялась в выражениях, а ее гениальные фразы сразу же становились крылатыми и «улетали» в народ. Фаина Георгиевна специально ничего не придумывала. Это была суть великой актрисы.
Личная жизнь.
В личной жизни Фаина Раневская оказалась очень несчастной. Она никогда не была замужем. Актриса избегала мужчин из-за психологической травмы, полученной еще в молодости.
Как-то Фанни влюбилась в молодого актера труппы, где она работала. Ей показалось, что молодой человек тоже симпатизировал ей. Фанни пригласила даже его в гости. Однако он пришел не один, а с подружкой, и попросил Фаину пойти погулять, оставив их наедине. Такой поступок поставил жирную точку на личной жизни актрисы, которая даже не успела начаться. Фаина всю свою жизнь будет избегать всех связей, которые могли в перспективе причинить ей боль.
Близких подруг у Раневской тоже почти не было. Теплые и доверительные отношения у нее сложились только с актрисой Павлой Вульф, которая долгие годы была для Раневской и учителем, и другом, и с Татьяной Пельтцер. Эта советская актриса тоже никого к себе не подпускала, однако с Раневской сразу нашла общий язык.
Был еще при Фаине верный друг, скрашивающий ее одиночество. Это собака со смешной кличкой Мальчик. После ее смерти не надгробии установили металлическую фигуру ее любимца.
У Фаины Георгиевны было слабое здоровье. Она часто ходила к врачам, лежала в больнице. Чтобы не пасть духом, она постоянно шутила над своими заболеваниями, а также над персоналом больниц, где она лечилась.
«Я как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко».
Говоря о своей будущей смерти, актриса завещала написать на своем памятнике : «Умерла от отвращения». Конечно, такую надпись никто писать не рискнул.
Скончалась великая актриса в июле 1984 года в Москве. Причиной стал инфаркт. На совершенно обычном надгробии на могиле актрисы до сих пор всегда лежат охапки свежих цветов.