Найти в Дзене

Музыка мятущихся душ

Музыка мятущихся душ: что такое настоящий джаз и о чем он повествует

Как зарождался этот музыкальный стиль.

Из года в год количество поклонников джаза в Украине растет. Ощущение и понимание этой музыки считается «визитной карточкой» образованного и духовно развитого человека. Но не всем хватает сил разобраться в широкой палитре стилей и направлений настолько многогранной музыки.

Летний день…

Летом жизнь легка, бэби…

Пляшут рыбки,

Нужно хлопок снимать.

Денег полон дом,

Твой отец богат, бэби…

Веселую песню

Будет петь мать… 

Это строки из текста, возможно, наиболее известного джазового стандарта – Summertime. Музыка принадлежит американскому композитору Джорджу Гершвину, слова – его брату Айре. Американская чернокожая мать убаюкивает, успокаивает ребенка, утешая и обманывая вместе с ним себя и нас, слышащих эту колыбельную-блюз, чтобы забыть хоть на некоторое время о своей невыносимой жизни. Эта тихая печальная песня – суть всего джаза: высокого прекрасного искусства, рожденного темнокожим населением США и разошедшегося по всему свету. И нет ни большого, ни малого народа, который не знал и не любил бы его.

С чего начинался джаз? В конце ХIХ – начале ХХ века, вскоре после отмены рабства, на территории Соединенных Штатов, а точнее, в бедняцких кварталах Нового Орлеана возник совершенно новый музыкальный стиль – джаз (jazz). Слово предположительно имеет эротическое происхождение. Родившееся в «розовых» кварталах огромного порта, на сленге оно означает физическую сторону любви. Однако подлинная история этой музыки, суть этого большого музыкального явления много сложнее и связана с трагической судьбой негритянского населения США. Рождение джаза произошло в результате слияния многовековой культуры потомков африканских рабов, которых насильственно завозили на западное полушарие на протяжении ХVII- XVIII столетий, с европейской музыкальной культурой белого населения этой части планеты.

Музыка была единственным достоянием, которое в трюмах кораблей вывезли из Африки рабы. Прежде, на родине, она сопровождала все формы быта африканцев: охоту, рыболовлю, приготовление пищи, сбор хвороста, религиозные и семейные обряды – брачные праздники, достижение совершеннолетия, рождение, похороны – все имело свое музыкальное оформление.

Для африканца обряд – это движение, движение – танец, а танец – ритм.

Темнокожий импровизатор своеобразно соединяет танец, пение и игру на многочисленных ударных инструментах в синкретическом единстве. В Новом Свете началось постепенное формирование новой, уже американизированной культуры чернокожих рабов. Начнем с того, что языком общения разноплеменных работников стал язык хозяев. Во время тяжелого труда на полях они пели, чтобы облегчить монотонную изнуряющую деятельность.

Так родились первые англоязычные трудовые песни американских негров. Потом появились негритянские баллады, созданные в подражание англо-кельтским, завезенным хозяевами. Они стали известны афроамериканцам благодаря их жизни рядом с выходцами из Европы. Порой – из спектаклей так называемых менестрельных театров – бродячих трупп белых артистов, пародировавших чернокожих чужеземцев, популярность которых в США во второй половине XIX века была огромной.

Важной вехой в жизни рабов стало их приобщение к христианской религии.

В протестантской церкви, наиболее распространенной в Северной Америке, африканцы, до тех пор никогда не слышавшие многоголосного пения, познакомились с хоровыми религиозными гимнами. Усвоив их несложную, пришедшуюся по сердцу музыку, рабы стали вводить в ее исполнение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс – многоголосные хоровые духовные песни американских негров, за библейскими сюжетами скрывавшие горе и гнев обездоленного народа.

Однако самое существенное влияние на джаз впоследствии оказал блюз – негритянская печальная любовная песня. Он исполнялся соло в сопровождении гитары или губной гармоники. Нередко тематика блюзов была социальной: об утраченном человеческом достоинстве, о безработных бродягах, появившихся после отмены рабства, о непосильном труде, «тюремные» блюзы. «Я смеюсь, чтобы не плакать», – поется в одном из них. Эти предтечи джаза – трудовая песня, баллада, спиричуэлс и блюз – подготовили и сформировали его музыкальные черты.

Традиционный джаз и свинг. Зарождение джаза связано с попытками инструментальной имитации вокальных блюзовых интонаций. Первые новоорлеанские джазовые ансамбли, аккомпанировавшие танцам веселых темнокожих барышень – обитательниц «любовных» кварталов – и их дружков, играли кадрили, польки, вальсы.

Это были музыканты – бывшие рабы, бренчавшие исключительно на слух, которые не могли не внести в свою игру интонации негритянского пения, впитанного с молоком матери.

Мини-оркестры состояли из одного-двух корнетов (медных напоминающих трубу духовых инструментов, исполнявших мелодию), кларнета, «обвивавшего» ее кружевами полифонических «ответвлений», и тромбона, создававшего гармоническое сопровождение. Не менее важной была ритмическая группа: огромная медная басовая туба, банджо и иногда большой барабан.

Подобные ансамбли участвовали не только в вечеринках, они сопровождали уличные парады, карнавальные шествия, пикники, свадьбы и похороны. Нередко, сопровождая шествие на кладбище, черные музыканты играли траурные марши, а на обратном пути – немудреные веселые мелодии. И афроамериканцы, которые понуро шедшие за гробом, возвращались назад уже пританцовывая.

Позже для музыки менестрельных представлений и танцев стали использовать фортепиано, имитировавшее игру этих первых джазовых оркестров.

Ранние джазовые фортепианные стили получили название рэгтайма (от англ. ragtime – рваное время, так как основывались на беспрерывном синкопировании) и буги-вуги(название происходит от слоговой имитации манеры игры, тоже полностью синкопированной). Наступила эра традиционного джаза, продлившаяся до 30-х годов прошлого века.

На смену ей в начале 1930-х пришел период свинга (от английского swing – раскачиваться). Это понятие имеет два значения: 1) манера и 2) стиль. Свинг, как исполнительская манера, присущ всем стилям джаза, вплоть до новейших течений конца ХХ – начала ХХІ веков. Это главный элемент джазового исполнительства: непрерывная ритмическая пульсация, возникающая из-за несовмещения долей такта с постоянным синкопированием мелодии.

Во втором своем значении, как стилевой период, свинг стал эпохой больших джазовых оркестров и дал миру великие имена чернокожих «китов»: композитора, пианиста и дирижера Дюка Эллингтона, руководившего одним из лучших в истории джаза биг-бэндов, певицы Эллы Фицджеральд, трубача Луи Армстронга. В этот период расцвел, раскрылся композиторский дар Джорджа Гершвина, создавшего огромное количество мелодий, ставших основой золотого фонда джазовых стандартов. Он сочинил первую джазовую оперу «Порги и Бесс» (Summertime – колыбельная Клары из этой оперы), знаменитую «Рапсодию в блюзовых тонах», джазовый фортепианный концерт.

Это была эра классического джаза, приведшая к его повсеместному распространению в мире. Свинговые биг-бэнды, состоявшие из 4–5 саксофонов, четырех труб, четырех тромбонов и ритм-секции: фортепиано, банджо (позже электрогитары), контрабаса (позже бас-гитары) и ударных, играли в больших и маленьких городах от Нью-Йорка до Шанхая, Парижа, Москвы и даже Жмеринки…