Зачастую, бывает достаточно сложно разобраться в простых (с точки зрения ученого) этапах написания научных работ. Именно по этому, в данной статье хотелось бы ответить на наиболее популярные вопросы обучающихся по данной темы, тем самым избежав большого количества исправлений и доработок своих «идеальных трудов» в будущем.
Итак, с чего начать!?
Вы получили тему от преподавателя и самое время начать с главного: определить основные компоненты научной работы, без которых она существовать не будет.
ЦЕЛЬ.ОБЪЕКТ.ПРЕДМЕТ.ЗАДАЧИ. Это основные элементы работы, на которых следует заострить своё внимание.
Цель работы всегда определяется темой исследования (подробнее о формулировке целей можете найти в интернете). Помните! Что цель должна отражать всю специфику вашего научного труда и позволять проверить её достижение.
ПРИМЕР
Тема: «Изучение возможностей использования сказкотерапии в коррекции нарушения межличностной коммуникации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Выделяем из темы главное:
· сказкотерапия;
· межличностная коммуникация;
· обучающиеся младшего школьного возраста с ЗПР.
Отсюда, цель исследования может почти полностью повторять заявленную тему или быть еще более конкретной.
Исходя з нашего примера
Цель: определение экспериментальным путём возможностей использования сказкотерапии в коррекции нарушения межличностной коммуникации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Или определение возможностей использования сказкотерапии в коррекции нарушения межличностной коммуникации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Как видно из примера, цель исследования сформулировать достаточно просто. Получается, что из данного примера, нам надо:
· дать характеристику феномену межличностной коммуникации;
· описать особенности обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР;
· описать сказкотерапию как метод коррекции (указав истоки её происхождения, суть метода и конкретные особенности применения именно к данной категории испытуемых);
· выявить сущность нарушений межличностной коммуникации (как правило данный вопрос мы решаем собственно экспериментальным исследованием во второй главе: определить методы, подобрать методики исследования и т.д.);
· создать программу коррекции (или рекомендации) по результатам проведённого исследования.
Собственно, именно по такому плану и можно расписывать задачи исследования.
ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ
Тут тоже всё достаточно просто (если хотите сложные научные описания, читайте тематические статьи в сети Интернет):
1. Объект отвечает на вопрос: Что рассматривается? (Именно общая характеристика).
2. Предмет отвечает на вопрос: Что изучается в объекте?
ПРИМЕР на картинке
Яблоня - это Объект нашего исследования (что мы рассматриваем? – яблоню).
Яблоко – это Предмет нашего исследования (что мы изучаем на яблоне? - яблоко).
А теперь выделим Объект и Предмет на нашем примере.
Тема: «Изучение возможностей использования сказкотерапии в коррекции нарушения межличностной коммуникации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Объект исследования обучающиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития /или/ межличностная коммуникация.
Предмет исследования нарушения межличностной коммуникации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. (запомните! Некорректно выделять в качестве предмета исследования процесс).
А что по тексту!?
Теперь давайте разберём основные ошибки, которые допускают обучающиеся при подготовке своих работ с точки зрения оформления.
Итак, ЗА_ПОМ_НИ_ТЕ!!!!!!!! Сдавайте текст своих работ СРАЗУ с ПРАВИЛЬНЫМ форматированием!!!!!!!!!!!!!!!!
Как видно из примера, в первом случае между абзацами существует отступ, который следует убрать.
Теперь давайте отойдём от оформления и пробежимся по требованиям к содержательной части.
Итак, любая работа должна состоять из:
1. Титульный лист;
2. Оглавление;
3. Введение;
4. Первая глава;
5. Выводы по первой главе;
6. Вторая глава;
7. Выводы по второй главе;
8. Заключение;
9. Список литературы (Библиографический список);
10. Приложения.
Для глупых или дотошных, минимумы по страницам
Что должно быть во введении?
Давайте разберёмся с основными структурными элементами введения любой работы.
Актуальность работы. Необходимо описать 5ю-7ю абзацами чем данная тема является актуальной, кто изучал её ранее, какие авторы занимались разработкой проблемного поля и т.д. Обязательно делать ссылки на авторов.
Далее следуют: цель, объект, предмет и задачи работы.
Методы исследования :описываем методы исследования используемые в ходе работы (так же может добавляться перечисление диагностических методик).
База исследования: где проводилось или планируется и состав выборки исследования.
Теоретической основой исследования выступают: описать какие ключевые идеи каких ученых лежат в основе проведённого исследования (брать именно тех на кого по большей части опирались в работе – примеры из диссертаций).
Теоретическая значимость исследования заключается в … (описать как в теоретическом плане будет полезно проведённое исследование для науки).
Практическая значимость исследования состоит в … (описать кому и как будут полезны результаты исследования).
Далее следует кратко описать следующие структурные элементы.
Во введении (описать 2-3 предложениями суть).
В первой главе: «Название главы», рассматриваются (5-7 предложениями краткое описание содержания главы).
Во второй главе: «Название главы», рассматриваются (5-7 предложениями краткое описание содержания главы).
В заключении (описать 2-3 предложениями суть).
В Приложении (если есть) содержится …
Курсовая работа состоит из, введения, двух глав, списка литературы включающего ….. источников и приложений (если есть).
Затем в конце указываются аннотация на русском английском языках.
Аннотация. В курсовой работе …. (5-6 предложений описания сути всей работы).
Abstract. ….
ОБЯЗАТЕЛЬНО! В конце каждого параграфа следует в 1-2 абзацах описать краткие результаты (сформулировать мини-выводы, ответив на вопрос: "К чему пришли и что получили?").
Требования к оформлению для обучающихся ФГБОУ ВО "Курский государственный университет"
НАЗВАНИЯ ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС» В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Разделы (главы) должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и расположенные с абзацного отступа. Подразделы (параграфы) должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Перечисления приводятся с абзацного отступа в столбик.
Понятие «интерес» определяется исследователями с позиций философской, социологической и психолого-педагогической науки.
В философии понятие «интерес» рассматривается в связи с потребностями и ценностями, которые проникают в разные сферы жизни общества и деятельности личности. Чем разнообразнее интересы человека, утверждает философская наука, тем шире представлена в них жизнь общества, выраженная в науке, искусстве, технике, культуре.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту отчета и равен 1,25 см.
Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта – 14 (НЕ МЕНЕЕ 12) пт. Рекомендуемый тип шрифта для основного текста отчета - Times New Roman. Полужирный шрифт применяют только для заголовков разделов и подразделов, заголовков структурных элементов.
ССЫЛКИ ПО ТЕКСТУ
Косвенная ссылка
М.Н. Перова отмечает, что успех в обучении математике детей с умственной отсталостью во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей обучающихся [Перова 2013].
Под моделью Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте [Коджаспирова, Коджаспиров 2001].
Большинство отечественных исследователей отмечали недостаточность звукового анализа и синтеза, полноценность которого позволяет обучающимся овладеть навыками чтения и письма [Лалаева 2004, Левина 2005, Российская 2005, Чиркина 2003].
Прямая ссылка
Под моделью Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров понимают «систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте» [Коджаспирова, Коджаспиров 2001 : 64].
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
(в соответствии с ГОСТ Р 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»)
http://docs.cntd.ru/document/1200157208
Примеры оформления библиографических описаний различных источников, приведенных в ВКР
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Статья в периодических изданиях и сборниках статей:
1. Гуреев В.Н., Мазов Н.А. Использование библиометрии для оценки значимости журналов в научных библиотеках (обзор) // Научно-техническая информация. Сер. 1. – 2015. – № 2. – С. 8-19.
2. Колкова Н.И., Скипор И.Л. Терминосистема предметной области «электронные информационные ресурсы»: взгляд с позиций теории и практики // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 7. – С. 24-41.
Книги, монографии:
1. Земсков А.И., Шрайберг Я.П. Электронные библиотеки: учебник для вузов. – М.: Либерея, 2003. – 351 с.
2. Костюк К.Н. Книга в новой медицинской среде. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 430 с.
Тезисы докладов, материалы конференций:
1. Леготин Е.Ю. Организация метаданных в хранилище данных // Научный поиск. Технические науки: Материалы 3-й науч. конф. аспирантов и докторантов / отв. за вып. С.Д. Ваулин: Юж.-Урал. гос. ун-т. Т. 2. – Челябинск: Издательский центр ЮурГУ, 2011. – С. 128-132.
2. Антопольский А.Б. Система метаданных в электронных библиотеках // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. 8-й Междунар. конф. «Крым-2001» / г. Судак, (июнь 2001 г.). – Т. 1. – М., 2001. – С. 287-298.
Электронные ресурсы:
1. Статистические показатели российского книгоиздания в 2006 г.: цифры и рейтинги [Электронный ресурс]. – 2006. – URL: http://bookhamber.ru/stat_2006.htm (дата обращения 12.03.2009).
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – URL: http:// govemment.rul'medialTiles/41 d4 6737638891 da2184/pdf (дата обращения 15.11.2016).
Нормативные документы:
1. Приказ Минобразования РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». – URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_159671/ (дата обращения: 04.08.2016).
2. ISO 25964-1:2011. Information and documentation – Thesauri and interoperability with other vocabularies – Part 1: Thesauri for information retrieval. – URL: http://wvrtv.iso.org/iso/catalogue_detail.htm?csnumber=53657 (дата обращения: 20.10.2016).
В случае отсутствия примеров оформления каких-либо видов источников следует изучить указанный выше ГОСТ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения могут включать: графический материал, таблицы, расчеты, описания алгоритмов и программ. Приложение оформляют одним из следующих способов:
1) как продолжение ВКР на последующих ее листах;
2) в виде самостоятельного документа (отдельной книги).
В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета.
Каждое приложение следует размещать с новой страницы с указанием в центре верхней части страницыслова «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, полужирным шрифтом, отдельной строкой по центру без точки в конце.
Приложения обозначают прописными буквами кириллического алфавита, начиная с А, за исключением букв Е. 3. Й. О. Ч. Ъ. Ы. Ь.
После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность. Например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А»
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц.
Все приложения должны быть перечислены в содержании отчета (при наличии) с указанием их обозначений, статуса и наименования.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Номер страницы проставляется в центре верхней части страницы без точки.
Оформление таблиц и рисунков
Оформляйте свои работы правильно!