Найти тему
НЕСКУЧНОЕ ПРОШЛОЕ

Первый серийный танк в истории. Tank Mark-I.

Здравия желаю, камрады! Сегодня мы поговорим о том, кто «подарил» радость, прыщи, ожирение и геморрой любителям танковых шутеров. А именно о первой в мире серийной бронетанковой машине MK-1 британского производства, но сначала немного рассуждений и истории его предшественников.

Почему-то принято считать что первый танк явил на свет божий Леонардо Да Винчи, в аккурат в эпоху возрождения и здесь небольшая нестыковочка. Это не так ибо он спроектировал, а не построил первый прототип, но к великому сожалению так и не успел воссоздать ни одного действующего образца. Но кое-где можно встретить реконструкции сего пепелаца, ну скажем во Франции в замке Амбуаз.

Любопытная колымага! Определённо имела право на существование, но увы и ах... Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smjuo
Любопытная колымага! Определённо имела право на существование, но увы и ах... Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smjuo

Другие на серьёзных щах втирают, людям знающим, про царскую Россию, мол был такой А.А.Пороховщиков со своей 8-ми метровой «броне мыльницей», но выход в серию не случился, ибо был расстрелян хлопец сразу после революции... Но эти ребята забывают уточнить, что вездеход-это не танк! Ну вы только гляньте на фото...

Короче Пороховщиков имел место быть, и с «мыльницей» возился, да только всё это зашло чуть дальше чем у Леонардо, не более того. А в серию вошёл и в бою себя показал первым в мире именно Британский танк и точка! С предисловием разобрались, едем дальше.

28 июля 1914 года грянула первая мировая война! Первый год войны показал что традиционные тактики наступления отныне не канают, и сколько бы не тужилась артиллерия, всё равно выходит вялый пшик! Т.к. противник никак не хотел принимать тяжёлые потери, столь любезно предоставляемые оппонентами. Да и огневые точки были укреплены как надо. Вследствие чего подданные короны несли огромные потери от вражеских пулемётов шагая в составе пехоты на укреп позиции. Уже тогда британские фиксики, видя как бронемашины вязнут в «лунном ландшафте» оставленном войной, предлагали поставить их на тракторные гусеницы. Но военное министерство прописало господам густую боярскую бороду, и завернуло проект.

Holt Caterpillar. Именно с него инженеры предложили заимствовать ходовую. На его основе всё таки будет построен первый прототип MK - I. Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmntR
Holt Caterpillar. Именно с него инженеры предложили заимствовать ходовую. На его основе всё таки будет построен первый прототип MK - I. Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmntR

В 1915 году господ военных осенило, что крадущийся тигр в отличие от затаившегося дракона имеет все шансы хоть куда-нибудь да прийти, и дали башковитым инженерам зелёный свет. Прикинув ось деторожденья к носу, британские джентльмены заварили крепкий чай... Чай и гонку вооружений! И решили, на слабо, разработать что-нибудь смертоносное в компании союзных стран, и Россией, в том числе(вспоминаем вышеупомянутого А.А.Пороховщикова). И понеслась...

Сэр Уинстон Черчилль решил уважить майора Томаса Хетерингтона, и выдвинул его проект в министерство. Военные конечно идею выслушали, чертежи посмотрели, но принимать на вооружение тысячетонный «табурет» (который на секунду должен был быть 14 метров в высоту) с корабельными пушками на борту не стали. Сказали что затея убер весёлая, но на основе Holt Caterpillar (трактора) оно надёжней будет, да и подешевле.

То самое "детище", предложенное Хетерингтоном (Он же - первая версия Большого Вилли; которую позже сделают в разы меньше. И свой обновлённый внешний вид он передаст наследнику - MK -I). Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmoKT
То самое "детище", предложенное Хетерингтоном (Он же - первая версия Большого Вилли; которую позже сделают в разы меньше. И свой обновлённый внешний вид он передаст наследнику - MK -I). Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmoKT

За дело взялся пионер танкостроения Великобритании Эрнест Данлоп Суинтон. Под его чутким руководством, а точнее с его подачи, лейтенанту Уолтеру Гордону Вильсону и Уильяму Триттону была поставлена задача изготовить небольшой наземный корабль(как бы это не звучало). И таки получилось! 9 сентября 1915 года прошли первые полевые испытания «Линкольнской машины номер один», но это «корыто» не возымело успеха.

Чуть позднее на свет появился «Маленький Вилли». Как говорил, бывший моряк, командир этого куска шедевра: «Такой танк на ходу качает, как чёртов боевой катер в самый дикий шторм!». Всё вроде бы работало, да дяди в министерстве захотели чтоб он и по горам смог, и на стену смог, да только трактор, на чьей основе это возводилось, никуда не смог. От он, малыш который не смог:

Полевые испытания "Маленького Вилли". Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmoTh
Полевые испытания "Маленького Вилли". Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmoTh

Э.Суинтон, почесав там где чесалось, предложил пустить «гусли» вокруг корпуса, чтоб увеличить длину опорной поверхности и высоту зацепа(ну чтоб точно смог). Машину снабдили противопулевой защитой(бронёй) из котельного железа и не броневой стали толщиной от 5 до 12 мм. Ну и раз уж «гусли» сняли с трактора, то почему бы и двигло от него не присобачить?! Как говорится: «Сгорел сарай, гори и хата»! Двигатель, карбюраторный 6-ти цилиндровый водяного охлаждения, в 105 лошадей разгонял 28-ми тонную дуру по шоссе аж от 4,9 км\ч. до 6,4 км\ч. Так появился «Большой Вилли»:

Полевые испытания "Большого Вилли". Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smovn
Полевые испытания "Большого Вилли". Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smovn

Инженерами было изъявлено желание влепить подвижную башню с орудием, но дяди в креслах сочли что это сделает машину очень заметной(ну, то есть без неё корыто с болтами длинной 9,1 метра, шириной 4,1 метра и высотой 2,45 метра будет куда незаметнее... За любым сараем спрячется... Бог им судья!). Ну и влепили они орудия, куда б вы думали?! Верно! Побокам в специальные спонсоны(ну а чё?! Отсутствие башни не повод отказаться от неудобного в прицеливании орудия.). Так, после множества допилов, сквозь боль и слёзы, был в ужасных инженерных муках рождён легендарный Tank Mark 1 (танк модель 1) или проще MK-1.

Вот она - легенда танкостроения Tank Mark I. Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmpDa
Вот она - легенда танкостроения Tank Mark I. Источник фото - сайт: https://clck.ru/SmpDa

В январе 1916 года военачальники и прочие министерские шишки узрели первый рабочий прототип, и впав в оружейный экстаз выдвинули очень высокие оценки данной вундервафле! Так он их задел за живое, что уже в феврале этого же года министерство обороны Великобритании заказало 100 единиц таких агрегатов. В порыве прогрессивного умопомрачения они наклепали две версии – это «Самки»(англ. Female), имеющие на бортах пулемётное вооружение; и «Самцы»(англ.Male), снабжённые 57-ми миллиметровыми пушками(ходят слухи о том что ходят слухи, что кто-то где-то слышал, что было и огнемётное вооружение...Но это не точно!).

Позднее было решено перебросить половину изготовленных MK-1 на фронт. Из 49-ти выделенных машин 17 навернулись ещё до начала битвы(мне кажется на Авто ВАЗе кто-то сейчас икнул). И вот 15 сентября 1916 года, в разгар битвы на Сомме, на поле боя попали 32 единицы техники, из которых 5 застряло в болоте, а 9 умудрились просто поломаться без участия противника(мне кажется я определённо знаю, где работают родственники Британских конструкторов). Но оставшиеся 18 танков дико закошмарили немецких унтерменшей, атаковав практически неприступные ранее укрепления, попутно расстреливая солдат вражеской пехоты из пушек и пулемётов. Немцы впали в истерику, ибо «шайтан коробка» была практически не уязвима для пулемётного огня.

MK-I имели массу недостатков, таких как: плохая тяговооружённость, просчёты проектировщиков, никакая подготовка экипажей, частые несчастные случаи и смертельные исходы(т.к. температура внутри была 50-70 градусов Цельсия), отсутствие нормальной связи(внутри стояли клетки с голубями, которые дохли от жары, и приходилось посылать члена экипажа в качестве гонца), непрочные смотровые окошки(от попадания пули или арт снаряда разлетались в дребезги, и лишали зрения пялящегося в него танкиста). Но несмотря на всё это, командованию зашло! Позже их наклепают аж 3 177 шт. различных модификаций.

Одна из модификаций в разрезе. Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smpcw
Одна из модификаций в разрезе. Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smpcw

Проанализировав полученный опыт, были созданы мало серийные модификации MK-II и MK-III. В мае 1917 года войска узрели существенно более совершенные MK-IV в количестве 1 015 единиц. В июне этого же года они отправились на фронт, но... Несмотря на все девайсы, конструкция осталась дрянной, и как ими рулить непонятно, потому как опыта не шибко. Да и командиры в этот раз просчитались. Так что на сей раз не зашло, несмотря на всякие улудшайзинги. В ноябре, в битве при Камбре, их нагнали на поле боя целых 400 шт., и несмотря на провал командование осталось довольно результатом. И в декабре рождается в муках 1 057 единиц MK-V нескольких видов.

Тот самый MK - V в разрезе. Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smpo2
Тот самый MK - V в разрезе. Источник фото - сайт: https://clck.ru/Smpo2

С 1918 года «Остапа понесло», и появились модификации MK-VI и MK-VII, но в тираж они так и не случились. «Последними из Могикан» стали совместные потуги (кстати успешные) с США, а именно MK-VIII (107 шт.) и MK-IX(36 шт. Бронетранспортёр, или танк снабжения). Но ни один из них не попал в войска до конца войны.

Ну а что касается появления общепринятого названия «ТАНК», так тут всё также просто, как и комично. Т.к. разработки велись в строжайшей секретности, дабы не «спалили» вражины проклятые, технику разбирали и транспортировали маскируя под резервуары для воды. Но не всё так однозначно... Резервуар для воды или водовоз звучит на английском как Water Carrier, и всё бы ничего да только аббревиатура, коей обозначали замаскированную технику, пишется как «WC». А она в своё время имеет в миру расшифровку такую как «Water Closet (WC)», что означает туалет с водяным смывом! Ну и дабы не отбиваться на станциях от желающих справить нужду, было принято решение перефразировать название замаскированных объектов. И получилось «Water Tank»(Бак для воды) или просто «Tank»(Бак). Как-то так...

Вот и вся история сего агрегата. Всем спасибо! Будет скучно, залетайте на канал. Всех благ, не кашляйте! Ваш персональный "плохой историк" - Tony Lu.

Если ты оказался терпелив, и дочитал сей опус до конца, знай –Ты лучший(ая)! Я буду тебе очень признателен если ты подпишешься на мой канал. Пусть статьи большие и выходят пару раз в неделю, зато я лучше чем твой школьный учитель истории! Буду признателен узреть твой царский лайк и комментарий. Заранее благодарю!