Я педагог с большим опытом работы. Ученики за время преподавания мне попадались разные. Не всегда удавалось справляться с отъявленными хулиганами, но личности это были такие, по которым колония плачет. Большинство детей всегда было готово работать и слушать, впитывать материал. Но дело не в этом.
Дети же все, как на ладони: видно, кто старается, кто баклуши бьёт и на подсказках выезжает, кто зазубривает, не понимая, а кто домашнее задание не делает, потому что успевает на уроке всё запомнить. И я всегда оценивала детей строго по уровню знаний.
Но в последнее время я начала замечать за собой, что на оценку стало влиять личное отношение к ученику. И обнаружила я это случайно, когда сравнила две старые работы с одинаковыми, в принципе, ошибками. Но обаятельному разгильдяю Пашке я поставила 4, а неприятному мне Эдику - 3 с минусом. Поразмышляв, я поняла, что ученик вызывает подсознательное отторжение: и физическое - мне было бы противно к нему прикоснуться, и эмоциональное - я всё время ждала, когда он даст мне повод его осадить. Поэтому в классе я постоянно бываю на взводе, срываясь и на других учениках. И временами едва сдерживаюсь, чтобы не отвесить кому-то оплеуху. Вдруг, я сорвусь? Мне ужасно стыдно. Моё поведение не профессионально. Но уволиться я не могу себе позволить - мне не так далеко до пенсии.
Педагог сам видит проблему, всё готов сделать для её решения, поэтому работа с ней была долгой, но не сложной.
Учителя работают, испытывая психические перегрузки, потому что эта профессия связана с удовлетворением интеллектуальных потребностей. И педагоги склонны игнорировать накапливаемые напряжения и усталость, забывая нужное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Учителю нужно уметь восполнять свои ресурсы и экономно растрачивать их в течение учебного года. Он должен иметь представление о природе стресса и способах саморегуляции, уметь управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы лучшим образом проявить себя в сложной педагогической ситуации.
Усугубило состояние педагога то, что она вступила в полосу гормональной перестройки организма, негативно сказавшейся на эмоциональной сфере. Поэтому обязательным в лечении было и посещение гинеколога за назначением соответствующих средств, и активный отдых на свежем воздухе.