Во времена Второй Мировой войны, как известно, использовалось огромное количество различной боевой техники. И, естественно, не вся она была наземной, самолеты к тому времени уже были на достаточном уровне развития, уже даже появились реактивные самолеты, но вот с бронированием у большинства из них были большие проблемы.
Определение проблемы
Если у различных мелких истребителей и штурмовиков проблема бронирования зачастую компенсировалась их завидной маневренностью, то у тяжелых многомоторных бомбардировщиков зачастую маневренности такой не было. Даже не смотря на дополнительные средства защиты в виде дополнительных пулеметных гнезд в хвосте и голове самолета, этого было совсем не достаточно для их пущей живучести. Особенно остро эта проблема касалась бомбардировщиков дальнего действия.
Само собой разумеется, этот вопрос был вынесен на обсуждение в высший командный состав, который для этого приказал произвести исследование вернувшихся с удачных вылетов бомбардировщиков.
Как собирались решить проблему?
План заключался в выяснении, куда чаще всего попадают в самолет, куда приходится наибольший ущерб, и эти места как раз укрепить за счет дополнительной брони, потому что весь самолет укрепить невозможно - он просто не полетит.
По итогам изучений картина предстала примерно следующая:
Из изображения видно, что больше всего попаданий приходится на крылья самолета, в среднюю его нижнюю часть и хвостовую.
Командование, в связи с собранными данными решило что укрепить стоит как раз эти участки, в которых было обнаружено больше всего попаданий, но венгерский математик Абрахам Вальд подверг это решение сомнению. Почему?
Ошибка выжившего
Ответ на самом деле лежит на поверхности. Так как исследовались именно уцелевшие после вылета бомбардировщики, то картина попаданий показывает как раз места, где пробитие брони самолета не несет за собой никаких критических последствий и позволяет ему успешно завершить свою задачу. А соответственно места которые на изображении получились более чистые укрепить как раз-таки и следует. Тем более что места эти приходятся на двигатели и бензобак, получив повреждения в которых, падение становится почти неизбежным.
Как раз этот феномен и называется ошибкой выжившего, когда по группе выживших есть много данных, а по второй, группе погибших, их практически нет. Получается что данные второй группы теряются при рассуждении над первыми, что и приводит к таким последствиям.
В последствии он провел расчеты, которые показали сколько могут выдержать попаданий эти уязвимые места и что с ними следует сделать. Эти расчеты используются и сегодня.
Вы только представьте, что раз даже командование ВС США не заметили свою ошибку, которая, казалось бы, просто элементарная, то не касается ли она и нас в повседневной жизни? Касается, и причем постоянно.