С окончанием выпуска И-15, казалось, массовый выпуск бипланов в СССР наконец-то прекратится, и наступит эра тотальных скоростных монопланов. В целом все были согласны на этот вариант. Но планы скорректировала испанская война,где советские И-15 довольно неплохо себя показали, управляясь почти со всеми истребителями противника. Начальники учли этот боевой опыт, и дальнейшая модернизация 15-го была запущена к 1939-му году. Таким образом 3437 "Чаек" были выпущены к началу войны и активно участвовали первые пару лет в боевых действиях.
Соответственно, выпускались и различные модификации истребителя - в том числе вариант высотного истребителя с полностью герметичной кабиной, вариант штурмовика ( с направляющими для РС) и другие. Был вариант и пушечного истребителя - И-153 "П". В отличие от пушечного варианта И-16, на "Чайке" решили установить пушки ШВАК в синхронном варианте, и,надо сказать, конструкторы были пионерами в части установки сразу двух синхронных пушек 20-мм на истребитель.
Была проведена научная разработка сразу двух КБ (Поликарпова и Шпитального), внедрены сразу несколько новшеств в механизм синхронизации.Далее, проведены натурные испытания с пробитием лопасти винта. При этом удостоверились, что лопасть винта оставалась работоспособной, и самолет мог дотянуть дло аэродрома в любом случае.
В 40-м году построили небольшую войсковую серию пушечных "Чаек", летом провели испытания, самолеты были рекомендованы к производству. Из недостатков, помимо возросшего веса, отметили быстрое загрязнение пороховой гарью прозрачного козырька пилотской кабины...
Всего выпустили восемь таких самолетов.Несколько штук проходили боевую службу в ЗакВО...
Технические характеристики:
Тип двигателя 1 ПД М-62
Мощность, л.с. 1 х 800
Максимальная скорость , км/ч у земли 366 на высоте 426
Практическая дальность, км 740
Скороподъемность, м/мин 910
Практический потолок, м 11000
Экипаж 1
Вооружение: две пушки 20-мм ШВАК; два 7.62-мм пулемета ШКАС
Вариант собрата "Чайки", тоже пушечный И-16, - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!