О чем писала газета "Деловой Бийск" в прошлые годы? Давайте вместе окунемся в прошлое время - не совсем простое, временами просто тяжелое. Сравним с днями нынешними и задумаемся, откуда шли и куда пришли. Итак...
1996
Угроза теракта
Итак, мы дожили. Дожили до такого часа, когда не важно, где ты — в Чечне, Дагестане, Москве или Сибири. Сегодня словосочетание „российский гражданин“ переводится как „заложник чеченских террористов“, а точнее, заложник непонятной, но явно грозной и жестокой политической игры…
Такое настроение царит по всей России в связи с бойней в Буденновске, Первомайском и в целом с активностью чеченских боевиков.
В январе 1996 года корреспондент „Делового Бийска“ Л. Петров встречается с руководством городского ФСБ, и бийчане из первых уст узнают, что ситуация действительно швах.
По мнению специалистов, Бийск — лакомый кусок для террористов. Здесь воинские части, оборонный комплекс, начало стратегически важного Чуйского тракта.
Все чаще поступают анонимные телефонные звонки с угрозами взорвать ЦУМ, автовокзал, избирательные участки во время выборов. Правда, тут же сообщается, что это „шуточки“ и шутники уже познают прелести следствия и допросов.
В Бийске проходит „чистка“ гостиниц, а также злачных и сомнительных мест по выявлению подозрительных лиц. Все 28 чеченцев, проживающих в Бийске, подвергаются „соответствующим“ беседам.
Взрывы, произошедшие 11 и 12 июля в Москве, а также взрывное устройство на вокзале в Воронеже становятся полной неожиданностью для россиян и спецслужб. „Деловой Бийск“ на первой странице оперативно публикует памятку, что делать, чтобы не стать жертвой очередного теракта.
"Повернитесь к школе лицом, а не…"
Таким запоминающимся лозунгом бийские педагоги в феврале 1996 года поддерживают бессрочную Всероссийскую забастовку учителей. Ранним утром в 30‑градусный мороз они направляются к зданию Дома Советов требовать свою зарплату, не выплаченную за прошлый год.
„Нерадостный“ мэр сообщает педагогам, что у него тоже нет денег, все деньги пошли на уголь. Но учителей объяснение не успокаивает. И дело не только в зарплате. Школам нечем потолок побелить, а Москва поет песню о новейших компьютерах и современных методах обучения. В итоге за дыры в бюджете расплачиваются родители, чтобы хоть как‑то поддерживать школы в рабочем состоянии.
„Сегодня здесь я вижу своих бывших учеников, которые под моим влиянием стали педагогами, и мне стыдно перед ними. Стыдно, что учитель сегодня похож на попрошайку, от которого брезгливо отмахиваются“, — в сердцах рассказывает корреспонденту участник бийской забастовки.
Как итог — переговоры мэра Геннадия Карпушкина с главой администрации края Львом Коршуновым, а потом выезд делегации педагогов в столицу края.
Зарплату выдают… мешками с мукой и ящиками с водкой. Педагоги пытаются „пристроить“ товар в магазины или сами идут на рынок. И тут главное, чтобы ученики не заметили.
Бийчане-миллионеры
Учителя в 1996 году получают примерно по 400 тысяч рублей в месяц. Хотя зарплата столь уважаемых людей в середине 90‑х не показательна. „Челноки“, в которых переквалифицируется солидная часть населения, за месяц могут заработать миллионы.
Цены соответствующие. Квартиру, например, можно урвать за 36 млн рублей. Хотя все актуальнее становится озвучивание суммы товара в долларах.
Кручу, верчу, запутать хочу
За последние несколько лет Остапы Бендеры крупного размаха (МММ и прочие) значительно истощили кошельки наших горожан. Но обычно после крупного зверя приходят мелкие стервятники и шакалы.
Редакция газеты „Деловой Бийск“ обращает внимание, что из номера в номер стали появляться объявления примерно такого содержания: „Высокооплачиваемая надомная работа. От вас письмо-заявка + два конверта“.
„Деловой Бийск“ берется за расследование и выясняет, что для начала работы необходимо произвести почтовым переводом оплату на 11 000 рублей. Ради эксперимента редакция „жертвует“ эту сумму и… ни ответа, ни привета от почтовых Остапов Бендеров не получает. После этого публикация подобных объявлений прекращается.
А между тем Остапов полно и на улицах города. Кто‑то „толкает“ кожаные куртки, которые на самом деле не кожаные. Кто‑то на базаре предлагает поиграть в „три наперстка“. Денег у бийчан и так мало, а становится еще меньше.
1998
Рубль переносит удаление нулей
Когда куранты пробили Новый 1998‑й год, а президент поздравил граждан, 4 рубля чудесным образом превратились в 0,4 копейки. А по законам арифметики 0,4 копейки округляются до нуля. О такой занимательной деноминации „Деловой Бийск“ рассказал уже 1 января 1998 года.
Бийчане довольно беззаботно и даже с юмором относятся к процессу удаления с купюр трех нулей. Так, один покупатель, приобретая продукты к Новому году, говорит: „Нельзя ли уже сейчас что‑нибудь по новым ценам, коли и ценники есть?“ А продавец, недолго думая, отвечает: „Можно… Сдачу!“.
Еще более занимательной деноминация становится, когда одновременно используются и старые, и новые деньги. Представьте, что вы покупаете с уличного лотка пачку чая дореформенной стоимостью 7200 рублей. Новая цена — 7 рублей 20 копеек. Протягиваете старую 50‑тысячную купюру. Вам отсчитывают сдачу старыми и новыми деньгами вперемежку: „Рубль, тысяча, десять тысяч, пять рублей, пять тысяч, пятьдесят копеек…“ Обсчитаться в такой ситуации, когда приходится одновременно складывать, делить и умножать, вполне реально.
Автобусы стояли десять часов
6 мая 1998 года в 5 часов утра в автоколонне 1244 начинается забастовка. Причина — отклонение городской администрацией требований водителей и кондукторов об отмене льготного проезда, а также прекратившееся стабильное снабжение ГСМ и невыплата зарплаты. Скудные поступления „живых“ денег направляются не на зарплату, а на покупку топлива и запчастей…
Если бийчане из 1998 года могли бы на машине времени перенестись в будущее, то они бы узнали, что подобные транспортные противостояния станут весьма частыми. Правда, со временем стычки станут происходить не с отдельными кондукторами и водителями муниципальной автоколонны, а с частными автоперевозчиками, которые будут недовольны либо провозом льготной категории граждан, либо результатами конкурса на осуществление автоперевозок.
Неделя матриархата
— Придется потерпеть неделю матриархата, — говорит, открывая очередную планерку, Татьяна Миненок, назначенная исполнять обязанности главы города в связи с отпуском Геннадия Карпушкина.
Счетчики в Бийске? Нереально!
Журналист „Делового Бийска“ В. Дьяков выражает сомнение, что когда‑нибудь город „дотянет“ до установки в массовом порядке приборов учета коммунальных услуг.
„Кажется, все просто — надо ставить счетчики. В принципе, это правильно. Но когда они, счетчики, будут? Сколько еще впустую уничтожат крайне скудных бюджетных средств?“.
Обноски из магазина
Первые бийские сэконд-хэнды. Как себя вести в этих необычных местах?
Современные российские сэконд-хэнды — это помещения, где развешаны, разложены и просто свалены в кучу различные тряпки. Происхождение их таинственно, и продавцы предпочитают умалчивать, каким образом собирают свой товар… В сэконд-хэндах продают ношеную одежду из Европы.
Здесь товар, как правило, уже рассортирован: шубы отдельно, трусы — отдельно. И обычный гражданин, немного порывшись в обилии разнокалиберного товара, может найти что‑нибудь подходящее для себя.
Большинство людей относятся к тряпкам из сэконд-хэнда с брезгливостью. Оно и понятно: разве мы нищие, чтобы покупать ношеные вещи? Впрочем, если внимательно полистать наши толстые журналы, типа „Космополитен“ или даже „Птюча“, понимаешь, что московская и питерская богемная тусовка с большим удовольствием одевается в сэконд-хэнде. Кайфом считается вычислить день завоза, явиться и „нарыть“ крутых шмоток себе и всем знакомым.
Плюсов здесь несколько: во‑первых, можно быть уверенным, что такая вещь будет только у тебя. Во-вторых, то, что выбрасывают старушки, обычно сейчас входит в моду. В-третьих, сочетание военных брюк, нейлоновой сорочки и стильного галстука создаст впечатление, что ты только что вышел из дорогого бутика (хотя это не рассчитано на вкусы простого обывателя нашего города).
В Бийске сэконд-хэндов пока немного, но они есть в Барнауле.
Что такое мюсли? А кройсанты пробовали?
Никто, конечно, не станет отрицать, что в Россию экспортируется все больше товаров. Чего только не купишь сейчас на рынке.
Поступает какой‑нибудь продукт из‑за границы, с их названием, а мы мучайся, отгадывай, что это такое. Продавец пытается объяснить на пальцах, пользуясь российскими аналогами: марципаны — это, дескать, конфеточки такие.
Тут‑то и надо прийти на помощь потребителю и разъяснять не всегда понятные названия, например, чили, барбекю, карри, равиоли, ризотто, чипсы, мюсли, круасаны (которые наша торговля, невзирая на правила чтения иностранных слов, кличет кройсантами), нуга, мокко.
Ну разве неинтересно теперь будет гулять по рынкам города?
Жизнь после августа 1998‑го
Зеленый, а не елка. Скачет, а не заяц. Что это? Правильно, доллар. В сентябре он вновь демонстрирует свою прыгучесть, добравшись к отметке 16 рублей 38 копеек.
В отделении № 153 Сбербанка, что на улице Ленина, тусуются подпольные валютчики. Идет только скупка „зеленых“, желающих продать валюту нет.
Рынок города, не в пример банкам, реагирует на второй скачок доллара вяло. На базарах в выходные оживленно, хотя и особо бойкой торговли нет. Люди чинно ходят между рядами, спокойно взирая на ценники — шок от августовского взлета цен прошел.
Жалко женщин, модные колготки теперь многим не по карману. „Будем ходить в старых“, — вздыхают бийчанки, глядя на ценники продукции „Леванте“, „Омса“ и других аналогичных фирм.
Далее народные недовольства набирают обороты. Сразу три общегородские акции протеста проходят в первую неделю октября.
1 октября впервые в истории города митингуют студенты. Молодая комсомолка тоненьким голоском кричит в микрофон: „Капитализм — дерьмо! Ельцин — дерьмо!“. А 5 октября, в День учителя, на улицы выходят работники народного образования. На прямой вопрос „Когда будут деньги?“, мэр города Геннадий Карпушкин отвечает: „Когда в Москве напечатают“.
Учительские забастовки продолжаются.
Пишущая машинка или компьютер?
О плюсах и минусах этих устройств можно долго рассуждать. Пока еще очевидная выгода неясна, так, например, обычная пишущая машинка стоит всего 10—15 процентов от стоимости хорошего компьютера. А ведь к последнему и принтер еще надо подключить…
Ленин — это папа Лены
Кажется, бийчане начинают подзабывать великого вождя пролетариата. По крайней мере, дети.
„Ленин — это памятник. Возле него собираются люди и разговаривают“. Настя, 8 лет.
„Это богатырь из сказки“. Маша, 8 лет.
„У меня есть подружка, ее зовут Лена. Ленин — это ее папа“. Настя, 5 лет.
„Ленин — это улица!“. Оля, 5 лет.
1999
Заводы по розе ветров
Очевидно, что застройка города произведена с нарушением всех экологических правил.
Председатель городского комитета по охране окружающей среды Надежда Ермаченко: „Раньше никто не думал об экологии. У нас город как слоеный пирог: жилье, промышленные предприятия, жилье, промышленные предприятия. И только после 1958‑го года начали строить промышленную зону за городом. Но и тут не продумали: расположили заводы точно по розе ветров — все выбросы ветры несут прямо на город“.
Правда сейчас, когда многие предприятия почти не работают или работают вполсилы, количество вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, несколько снизилось.
Ресторан „Полиэкс“ перекрасят и… переименуют?
Ряд „центральных зданий“ города, имеющих непрезентабельный вид, в ближайшее время будут перекрашены — насчет этого недавно распорядился глава города Геннадий Карпушкин.
Речь, в частности, идет о зданиях городского УВД, табачной фабрики, торгового центра „Приобье“ и ресторана „Полиэкс“ (по поводу которого мэр сказал: „Он должен называться не „Полиэкс“, а „Бийск“).
Решение принято в связи с подготовкой к празднованию 290‑летия города.
Как депутаты власть делили
Вопрос о разделении исполнительной и представительной власти в Бийске стоит последним в повестке очередного заседания городской Думы.
До этого власть была сосредоточена в руках одного человека — главы города, но, по мнению некоторых депутатов и горожан, это неправильно. Две ветви власти должны возглавлять разные люди.
В итоге большинство депутатов голосует за то, чтобы… передать этот щепетильный вопрос следующему составу Думы.
„Алло! Редакция?“
— Алло! Редакция? У меня кран прорвало!
— Чем мы можем помочь?
— Сделайте что‑нибудь!
***
— Алло, редакция? У нас кирпич с крыши упал и другой уже собрался…
— Позвоните, пожалуйста, в свое ЖЭУ.
— Зачем мне мое ЖЭУ! Сами им звоните, только побыстрей, а то вот-вот упадет…
Власти обещают сдерживать рост цен на хлеб
В течение марта в Бийске дорожает ряд основных продуктов питания. Люди начинают закупать продовольствие впрок. И это при том, что подавляющее большинство бийчан, как известно, пребывает в бедности, а то и вовсе в нищете — пенсионеры, врачи, учителя, рабочие.
Работники городской администрации вынуждены выступать в СМИ с успокаивающими заявлениями, что продовольствия в городе хватит всем, не создавайте ажиотажа.
Господин Карпушкин проверен на предмет строительства коттеджа
Глава администрации края Александр Суриков приезжает в Бийск. Программа визита насыщенная: посещение таких промышленных предприятий, как ТЭЦ-1, швейная фабрика, котельный завод, чулочно-носочная фабрика, обувная фабрика, а также поездка на территорию разрушенной школы №29, встречи с депутатами и горожанами.
На встрече с населением задают весьма конкретные вопросы: каковы доходы семьи губернатора, что станет с ТЭЦ-1, какие предприятия города получат госзаказ и даже о погоде на весь предстоящий год.
На вопрос: „Честным ли образом построен дом мэра Бийска?“, дается ответ: „Тот, кто не смог подтвердить свое право, тот уже сидит“.
Журналисты испытывают возможности новомодных Comet и Fairy
Насмотревшись рекламных клипов, журналисты устраивают поединок между различными новомодными новинками и бабушкиными средствами в борьбе за чистоту на кухне. В процессе домашних экспериментов побеждают бабушкины средства, хотя желающих приобрести зарубежную продукцию меньше не становится.
Польза от курения
„Имейте в виду, курильщики, когда вы курите, вы пополняете городской бюджет“, — печально шутит заместитель главы города по экономике Татьяна Миненок, рассказывая журналистам о работе властей с Бийской табачной фабрикой.
Сергей Степашин обещает помочь снабдить газом Бийск
Экс-премьер-министр Сергей Степашин приезжает в Бийск, чтобы встретиться с руководителями промышленных предприятий и выступить со своим подвижником, кандидатом в депутаты Госдумы по Бийскому округу Валерием Останиным.
К его приезду бийчане относятся с большим интересом: во время его выступлений в ДК БОЗ и кинотеатре „Алтай“ свободных мест практически нет.
Повторится ли август 1998‑го?
В последнее время появились слухи о том, что якобы в августе 1999 года случится обвал курса рубля, сравнимый с тем, который произошел в конце прошлого лета. При этом успокаивающие заявления власти, что рубль крепок как никогда, не помогают, ведь перед прошлым финансово-экономическим потрясением правительство высказывалось примерно в том же духе. Так чего же ожидать в августе — очередного кризиса или спокойной жизни? „Деловой Бийск“ решил послушать „глас народа“ и не прогадал. Народ высказывается оптимистично, только оптимизм весьма специфический.
Александр, 29 лет, безработный:
— Наплевать на все. Лично мне беспокоиться не о чем. Денег у меня нет — ни рублей, ни тем более долларов. Пусть богатые переживают, им есть что терять.
Ольга Владимировна, 32 года, служащая:
— Ну а что делать? Если будет кризис — что поделаешь? От нас все равно ничего не зависит, будем жить, как раньше жили: детей растить надо. Будем как‑нибудь выкручиваться!
Мужчина, 50 лет:
— Не будет кризиса. Прошлогодний обвал рубля ведь был спланирован, вы что не понимаете?
Ирина Николаевна, 46 лет:
— Ой, да зачем нам сейчас кризис, и так вон хлеб уже 5 рублей стоит, куда дальше‑то?!
15 января "Деловой Бийск"№3 (1000) 2014 г.