Найти в Дзене
Промбез74

Новое «Положение об осуществлении ПК на ОПО, обзор документа

Правительство РФ приняло новое Положение об осуществлении производственного контроля на ОПО: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» (далее «Положение»). Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Давайте посмотрим, что изменилось в документе. Первое, что интересно отметить указана дата вступления в силу и окончания действия «Положения», ранее такого не было, была указана только дата вступления в силу.

На мой взгляд, принятие данного постановления преждевременно, так как еще не принят новый закон о промышленной безопасности, который обещали принять до конца 2020 года, однако на настоящий момент еще не принят. Если посмотреть проект нового ФЗ, то там ст. 11 совсем о другом. В проекте нового ФЗ производственному контролю посвящена ст. 24.

В Положение добавлены индивидуальные предприниматели, так как ФЗ-116, совсем не предусматривал ИП как организации, эксплуатирующие ОПО, что создавало правовой вакуум и в настоящее время идет в разрез с ФЗ-116.

Структура «положения о производственном контроле» которое должна разработать организация эксплуатирующая ОПО (далее «Положение о ПК») осталось такая же как и прежде, единственное, что необходимо отметить сейчас нет обязанности предоставлять заверенную копию Положения в Ростехнадзор.

Кроме этого добавлена норма, которая определяет, что в случае если сведения, которые необходимо указать в «Положении о ПК» содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. И наконец то эту норму законодательно утвердили, потому что при проверках государственный орган требовал прописывать всё в «Положении о ПК» не смотря на то что в организации уже были разработаны локальные документы, в которых регулировались данные вопросы.

Добавлен пункт в каких случаях должно быть изменено Положение о ПК в организации, не совсем понятно, для чего и раньше все эти случаи изменения работали.

Пункт 7 «Положения» очень забавный, но давайте по очереди:

- первое это убрали слово «рекомендуется» возлагать функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, что вызывало много споров это большой плюс новому «Положению»;

- в пункте ввели новое понятие «работники эксплуатирующей организации» это работники, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Это понятие вызывает сразу много вопросов, например, если основная деятельность организации это обслуживание и ремонт технических устройств на ОПО не на своем, а по договору подряда, что мы наблюдаем сейчас в большинстве случаев и там работают более 500 человек, при этом у этой организации имеется свой небольшой ОПО например, площадка с подъемным краном (4 класс опасности). При новой норме этой организации необходимо создавать службу ПК и следить за этим краном, потому что объекты, на которых работает основной персонал более 500 человек, эта организация не эксплуатирует, а производственный контроль осуществляет только лишь эксплуатирующая организация, п. 1 «Положения».

Кроме этого если законодатель имел в виду, что эксплуатирующая организация будет считать работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, не только своих работников но и работников, привлекаемых по договору подряда, то также возникают вопросы. Как подсчитать каких работников и как работники другой организации(подрядчики) будут обязаны выполнять требования, которые прописаны в «Положении о ПК» эксплуатирующей организации?

Также в законе указано требование об осуществлении производственного контроля только лишь к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты (ч.1 ст. 11 ФЗ-116).

Такие важные вопросы как какая должна быть служба ПК (отдельные работники или просто возложены обязанности на кого либо), какая численность службы ПК в зависимости от класса опасности хотя бы и размеров ОПО - остались не урегулированными.

Пункт 8 «Положения» основные задачи производственного контроля в целом остался как и прежде, но есть к нему замечания, по моему мнению можно было оставить только лишь п.п. «в» - контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности. Потому что все остальные задачи решаются выполнением данного пункта.

Однако не понятно, почему то в задачах производственного контроля появились инциденты и несчастные случаи на ОПО (п.п. «б») что явно противоречит ФЗ-116, так как закон направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (преамбула ФЗ-116), кроме этого понятие промышленная безопасность (ст. 1 ФЗ-116) состояние защищенности личности и общества от аварий на ОПО. Это явное не соответствие фундаментальному закону, но посмотрим, что будет, когда выйдет новый закон о промышленной безопасности.

Пункты с 11 по 16 «Положения» касаются требований к лицам, прав, обязанностей и контроль лиц, ответственных за осуществление производственного контроля.

Сразу же возникает вопрос, почему в «Положении» указаны только лица, ответственные за осуществления ПК. Ведь согласно «Положения» такое лицо может быть только одно в организации (п. 7 «Положения»). Почему бы не прописать все эти функции для всех лиц, осуществляющих ПК. Поясню подробнее, лицо, ответственное за осуществления ПК(п. 7) и лица осуществляющие ПК (п. 9) это разные категории.

Также видно несоотвествиие прав и обязанностей лица, ответственного за осуществление ПК: в п. 14 (пп. «и»), такое лицо обязано вносить предложение о приостановке работ на ОПО в случае угрозы жизни и здоровья, при этом в правах этого же лица п. 15(пп. «е») прописано право - приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на ОПО. По моему мнению это все должно быть в обязанностях.

Подведем итоги вышеизложенного.

«Положение просто переписано, без учета новых требований нового закона и наверняка оно будет не соответствовать новому закону о промышленной безопасности.

Проблемы, которые возникали при осуществлении ПК в новом «Положениии» так и не урегулированы, такие насущные вопросы:

- структура службы ПК,

-кто входит в состав службы ПК,

-не указаны требования к работникам, осуществляющим ПК.

- не указана форма осуществления ПК, например частота проверок ОПО и т.д.

Подробнее можно узнать на сайте https://prombez74.ru/.