Найти в Дзене
СЕМЬ ХОЛМОВ

«Наташа, а где же пирог»: чем Гончарова и Ларионов угощали художников в своей мастерской в Трехпрудном

Оглавление

«Жили они близко, в Трехпрудном переулке. Мастерской нет – просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире. <…>

Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще пришедшие друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки.

Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство – дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры.» (здесь и далее В. Ходасевич, «Портреты словами»).

Трехпрудный переулок, дом 2а
Трехпрудный переулок, дом 2а

Крошечный неухоженный домик в Трехпрудном переулке, с его крошащейся штукатуркой на стенах, полон историями под завязку. С этим местом связано так много знаменитых имен, что даже если выбрать лишь одну, всего не расскажешь.

Дом этот, как гласит мемориальная доска на нем, располагается на территории бывшей усадьбы Гончаровых - тех самых, из рода которых происходила жена Пушкина.

Архитектор Сергей Гончаров, автор ряда доходных домов в Москве, возвел это здание на месте фамильной усадьбы на рубеже 19-20 веков.

Сергей Михайлович состоял в родстве с двумя известными женщинами рода Гончаровых. Обе - Натальи. Одной, жене Пушкина, он приходился внучатым племянником, а другой, знаменитой художнице авангарда – отцом.

Здесь зародился русский авангард

В этом скромном здании в начале XX века размещался, фактически, один из центров русского живописного авангарда.

Здесь жила и творила «звездная» пара нового искусства - Наталья Гончарова со своим гражданским мужем Михаилом Ларионовым.

Все было, как водится, перемешано – жизнь и творчество, быт и высокое искусство. В воспоминаниях друзей – художников, литераторов, людей театра, можно найти всего понемногу.

Валентина Ходасевич - племянница поэта Владислава Ходасевича, театральный художник, знала чету Гончаровых с детства (с художниками дружил ее отец).

Вспоминая мастерскую в Трехпрудном, она удивлялась, что мольберт в ней был один, обычно с работой Гончаровой.

В. Ходасевич
В. Ходасевич

«Помню Ларионова, бросающегося с кистью в руке через всю комнату к холсту, кое-как отрезанному и прибитому прямо к стене на выцветшие и замазанные красками обои. Я сажусь на табуретку, поодаль, и молча смотрю.

Время от времени Михаил Федорович вспоминает обо мне и говорит: «Ну, смотри, смотри, учись… Нравится? Здорово?»

В ней, как в иконах – строгость

Но больше Валентину тянуло к Гончаровой. Вот кем молодая девушка по-настоящему восхищалась! Свои наблюдения она изложила в книге «Портреты словами»:

«Никаких прикрас: ни косметикой, ни в одежде. Кожа гладкая, чистая. Она вся очень русская. Красивой не назовешь, но… Ее бы прекрасно написал Аргунов или Левицкий.

Н. Гончарова
Н. Гончарова

Одета – без моды, очень просто и складно, как может себе позволить женщина хорошо сложенная. <…>

Я сижу рядом с Гончаровой на средней доске-скамейке и блаженствую – так мне Наталия Сергеевна вся нравится. Казалось, что от нее пахнет чистотой. В ней, как в иконах, – строгость.»

Наташа, а где же пирог?

В мастерскую к Гончаровой и Ларионову приходили Аристарх Лентулов, Илья Машков, Давид и Владимир Бурлюки, Алексей Грищенко (один из ведущих украинских авангардистов) и другие представители тогдашней художественной и литературной богемы.

М. Ларионов
М. Ларионов

Как-то раз, вспоминает Ходасевич, собралось несколько художников. Все сидели на полу, одним Михаил Федорович наливал водку, другим – вино.

Затем Ларионов спросил: «Наташа, а где же пирог?» Гончарова, которую Ходасевич никогда не видела суетящейся, спокойно ответила «Сейчас принесу» и вскоре вынесла на огромном железном листе пирог: «Вот эта половина с ливером, а другая с капустой, кому что?»

Так выглядит дворовый фасад здания (справа)
Так выглядит дворовый фасад здания (справа)
Здесь же, во дворе - вот такой кирпичный сарайчик с висячим замком, словно застывший здесь с 50-х... В двух шагах  - элитный ЖК. Московские контрасты...
Здесь же, во дворе - вот такой кирпичный сарайчик с висячим замком, словно застывший здесь с 50-х... В двух шагах - элитный ЖК. Московские контрасты...

Вот так, сидя на бумаге на полу, выпивая из веселых разноцветных чашек и поедая пирог с ливером и капустой, они работали и жили, оставляя, хотя бы на короткое время, за окнами мастерской в Трехпрудном шторма и бури наступающего XX века, которые, к сожалению, никого из них не обошли стороной…

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Нашла целый квартал домов 1920-х годов. Показываю, как они сейчас выглядят снаружи, в подъездах и во дворах

👉 «Вы — принцесса, превращенная в статую»: любовный треугольник Ахматова-Гумилев-Рейснер

👉 «Дед на пне»: как жили старообрядцы, или дом-музей Арсения Морозова в Глухове

#биографии знаменитостей #московские истории #гуляем по москве #прогулки по москве #архитектура москвы #старая москва #знаменитые художники #экскурсии по москве #исторические дома #москва и москвичи