Когда легенда бокса Мухаммед Али скончался в 2016 году в возрасте 74 лет, мало кто мог поспорить с прозвищем, которое, казалось, было вездесущим в его многочисленных длинных некрологах: "Величайший всех времен".
Но ещё в первые дни своей блестящей карьеры Али, который тогда носил имя при рождении Кассиус Клей, привлек еще один, менее желанный эпитет: "Луисвилльская губа".
Да, еще до того, как он стал мегазвездой бокса, известным во всем мире своим эпическим соперничеством с такими знаменитыми кумирами, как Джо Фрейзер и Джордж Форман, юный Али вёл большую игру.
Но спортивные болельщики и комментаторы в 1960-е годы в целом были впечатлены далеко не выступлениями молодого боксера, и спортивный разделился, когда Али публично высказал свои политические убеждения во время Вьетнамской войны.
Выступление чёрного человека против правительства и большинства общества было актом храбрости для одних и актом государственной измены для других.
Социальное сознание Мухаммеда Али проявилось в впечатляюще раннем возрасте, особенно учитывая десятилетия, в которые он вырос. В возрасте 22 лет, когда он еще только начинал свой путь в мире профессионального бокса, молодой Кассиус Клей сказал прессе:
Кассиус Клей - это рабское имя. Я не выбирал его и не хочу этого. Я Мухаммед Али, свободное имя - оно означает возлюбленный Богом, и я настаиваю, чтобы люди использовали его, обращаясь ко мне.
Это также отражает трансформацию, произошедшую двумя годами ранее: его обращение в ислам. Его религиозное пробуждение сопровождалось присоединением к Нации ислама (НОИ), которую в то время чаще называли "черными мусульманами".
К организации относились с подозрением со стороны основных средств массовой информации и ФБР, которые считали NOI угрозой национальной безопасности. Многие спортивные комментаторы отказались признать смену имени Али и по-прежнему называли его "Кассиус Клей" в прессе.
Напряжение вокруг нового имени Али также разыгралось на ринге. В бою 1967 года с Эрни Терреллом Али постоянно насмехался над своим страдающим противником вопросом: "Как меня зовут?" - Террелл отказался называть его Али во время пресс-конференции перед боем.
Сегодня взгляды на конфликт могут быть другими, но ещё в 1960-х годах противодействие развертыванию армии США во Вьетнаме часто считалось весьма спорным. Для Али его антивоенная позиция привела бы к четырем годам изгнания, в течение которых он был бы лишен боксерской лицензии. Как пишет USA Today: "Мухаммед Али потерял всё в борьбе с Вьетнамской Войной".
28 апреля 1967 года - после того, как Али был коронован чемпионом мира в супертяжелом весе и уже девять раз защищал свой титул, боксер был призван в Вооруженные силы США. Однако Али отказался от призыва, сославшись на свои религиозные убеждения и провозгласив известное заявление: "У меня нет конфликта с Вьетконгом".
Несмотря на его заявление о том, что он отказался от военной службы по соображениям совести, Али был признан виновным в уклонении от призыва в армию, серьезном преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 10 000 долларов и пяти лет тюремного заключения.
Из-за своего противодействия войне чемпион, живший ради лести, оказался крайне непопулярным. Однако, пока Али предпринял трудный процесс обжалования своего приговора, волна общественного мнения постепенно изменилась. В 1971 году его приговор был отменен, и Али вернулся в бокс, чтобы вернуть себе корону и снова стать "Величайшим".