Найти в Дзене
Промбез74

С 01 января 2021 года вступил в силу новый «Порядок расследования причин аварий, инцидентов на ОПО. Часть1

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503 утвержден новый «Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения» (далее «Порядок»), который вступил в силу с 01 января 2021 года.

Что изменилось в документе? Решены ли проблемы, которые были ранее?

Принятие «Порядка» преждевременно, так как еще не принят новый закон о промышленной безопасности, который обещали принять до конца 2020 года, однако на настоящий момент еще не принят, при этом в документе много ссылок именно на ФЗ-116. Следовательно, в случае принятия нового закона о промышленной безопасности необходимо будет пересматривать данный «Порядок».

Требования « Порядка» обязательны при осуществлении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции . При этом из документа исчезли следующие разделы:

- Порядок расследования причин аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии;

- Порядок проведения технического расследования причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности;

- Порядок организации и проведения расследования причин аварий в электроэнергетике.

Из этого возникает вопрос: это значит что у Рос технадзора «отберут» полномочия в этих сферах? И если нет, то как быть с авариями на перечисленных объектах, ведь в настоящее время они еще подконтрольные Ростехнадзору?

Чтобы найти ответы на эти вопросы нужно почитать п.1 «Порядка», но почему бы сразу не конкретизировать это в названии документа.

А что тогда с названием документа? Куда делись слова «на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Это значит что нет привязки к Ростехнадзору, и следовательно к объектам, что вызывает недоумение, что регулирует данный «Порядок» аварии и инциденты где? На дороге? В ЖКХ? В строительстве? На объектах электроэнергетике?

Далее из «Порядка» исчезли термины и определения, не совсем понятно для чего это сделано.

Далее очень непонятна сфера действия документа.

Пункт 2. Порядок устанавливает требования для работников, включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

Пункт 3. Требования Порядка обязательны при осуществлении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции .

Эти два пункта сразу вызывают вопросы:

Почему «Порядок» устанавливает требования только для работников, которые входят в состав комиссий? А как быть с руководителем или иным уполномоченным лицом организации, которые еще до назначения комиссии должны принять необходимые меры (п. 5, п. 6 «Порядка»), ведь они зачастую не всегда входят в состав комиссии по расследованию. А как быть с руководителями территориальных Управлений Ростехнадзора, которые назначают комиссию (п. 8 «Порядка»)они тоже не всегда являются членами комиссий.

А на основании чего будут действовать должностные лица организаций, которые обязаны предоставлять в Ростехнадзор информацию о произошедших инцидентах (п.32 «Положения»).

А как же быть должностным лицам Ростехнадзора, которые в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение запланированных профилактических мероприятий, а также которые рассматривают материалы технического расследования причин аварии (раздел 4 «Положения»).

Далее хочу отметить положительный момент в «Порядке», наконец то из «Порядка» убрали расследование несчастных случаев на ОПО, чем привели в соответствие с основопологающим законом ФЗ-116, так как закон направлен на предупреждение только аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (преамбула ФЗ-116).

Сразу же становиться не понятно, почему «Порядок» регулирует расследование инцидентов, если фундаментальный закон не регулирует данные правоотношения и ст. 12 ФЗ-116, относиться также только к расследованию аварий, о расследовании инцидентов в ФЗ-116 нет ни слова. Хотя в «Положении о Ростехнадзоре № 401» прописано право Ростехнадзора принимать с нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности какие как - порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов. Но это полномочие противоречит ФЗ-116.

Продолжение следует…..