Найти в Дзене
Sunny Blues

1969-й: Соперничество Джими Хендрикса и Мика Джаггера вышло за рамки сцены. Так родилась последняя великая песня Джими

Оглавление

Dolly Dagger - последняя великая песня Джими Хендрикса, на которую его вдохновили знаменитая лондонская башня с часами и девушка-группи.

История началась ранним августовским утром 1969 года, когда бас-гитарист Билли Кокс сидел во внутреннем дворике дома на севере штата Нью-Йорк, где они тогда жили вместе с Джими Хендриксом и барабанщиком Митчем Митчеллом. Глядя на коров, пасущихся на близлежащем пастбище, Кокс снова и снова играл через свой басовый усилитель одну и ту же фразу.

«Я поставил новые струны на бас и играю «дууудуу-дум-дум»- как часы Биг-Бен», - рассказывает Кокс. «Комната Джими была наверху, и тут окно распахнулось. Он мне кричит: «Постой! Продолжай играть, не останавливайся!», спускается по лестнице в одних трусах, хватает гитару и доигрывает мой рифф. Вот так началась Dolly Dagger».

Хендрикс, Кокс, Митчелл и их друзья готовились в Shokan House к выступлению на Вудстокском фестивале. «Но на самом деле Джими арендовал это место, чтобы собраться с мыслями, а Билли он позвал для создания правильной музыкальной атмосферы», - объяснил инженер Эдди Крамер. «Experience тогда распались и смена музыкального направления произошла мгновенно из-за общих корней Джими и Билли - ритм-энд-блюз и фанк, вот что стало в приоритете. Они оба выросли на этих звуках, играя на площадках Chitlin' Circuit».

Джими и Билли Кокс
Джими и Билли Кокс

«Мы были помешаны на этой музыке», - смеется Кокс. «Через двадцать минут после нашей первой встречи мы играли джем. И одна из причин, по которой Джими позвонил мне после стольких лет, заключается в том, что в моем сознании сохранился весь этот архив риффов, которые мы создавали в прошлом».

«Они очень много писали, - говорит Крамер. «Я помню, как я перетаскивал туда четырехдорожечный магнитофон, и Dolly Dagger была одной из демо, над которой мы тогда работали. Затем мы записали версию Dolly Dagger на студии Record Plant. Но окончательный вариант был записан в Нью-Йорке в студии Electric Lady. Джими бесконечно экспериментировал с ней, без каламбура (Experience - название группы Хендрикса), чтобы сделать ее правильной. Dolly Dagger - сложная песня».

Надо заметить, сложность песни вполне подходит особе, которой посвящён текст Dolly Dagger. Девон Уилсон родилась в Милуоки в 1943 году и сбежала из дома подростком.

«Она была представительницей смешанной расы и всю жизнь шлялась по улицам», - объяснил Кокс. Девон познакомилась с Хендриксом в Нью-Йорке, в ночном клубе, где она тусовалась.

«У них были очень близкие отношения», - рассказывает Крамер. «Девон впечатляла. Красивая, властная, и к тому же очень весёлая».

Кроме всего прочего, Девон была ещё и умной, и знала, чего хочет. Она знакомила Джими с девушками и помогала в других делах, постепенно приручая его. Она хотела, чтобы он привык к её услугам и не смог бы обходиться без неё, и по мере того, как они сближались, она рассчитывала стать для него девушкой номер один.

«Девон обычно тусовалась на сессиях и старалась не говорить слишком много», - говорит Крамер. «Но она привыкла к большому вниманию. А Джими во время записи было сложно проявлять к ней интерес».

Девон была раздражена, и её недовольство привело к ситуации, которая в будущем стала основой для песни Dolly Dagger.

Девон Уилсон, Джими и Девон
Девон Уилсон, Джими и Девон

События развивались постепенно. 27 ноября 1969 года Джими исполнилось двадцать семь лет, и они с Девон пошли на концерт Rolling Stones в Мэдисон-Сквер-Гарден. Поскольку это был его день рождения, Джими рассчитывал собрать тусовку из своих друзей. Но Мик Джаггер опасался, что его отодвинут на задний план, и максимально воспрепятствовал этому. Он подбил Девон устроить вечеринку в честь Stones в роскошной квартире, которую она арендовала.

Всю ночь она флиртовала с Джаггером, дразня Хендрикса. Соперничество Мика с Джими явно выходило за рамки сцены. Несколькими годами ранее Джими пытался приспособить себе девушку Джаггера Марианну Фейтфулл. Теперь Мик отыгрывался. В какой-то момент он порезал себе палец, и Девон слизнула кровь вместо того, чтобы перевязать ранку.

«Вот откуда взялась фраза песни «Она пьет кровь с зазубрины», - объясняет Крамер. Зазубрина по-английски «jagged» (джаггед). Похоже на Джаггер.

Хендрикс и Джаггер
Хендрикс и Джаггер

После того, как основной трек ритм-гитары для песни был прописан в студии Electric Lady, Джими наложил еще несколько гитар и бэк-вокал. Dolly Dagger предполагалась для продолжения альбома Band Of Gypsys, но в итоге менеджер Хендрикса Майк Джеффри стащил её для саундтрека к фильму.

Фильм Rainbow Bridge представлял собой мешанину из закулисных сделок и всяких глупостей. Но удачные декорации и просто убойная игра Джими несомненно являются его достоинствами.

«Дело было на Гавайях, около спящего вулкана под названием Халеакала, что означает «дом солнца», - рассказывает Кокс. «Я помню, как мы шли на сцену, Джими посмотрел на меня и сказал: «Это странно. Ты чувствуешь эту вибрацию?» От неё просто шпарила энергия. И когда мы начали играть, это была настоящая магия. Джими был сверхзаряжен. А я подумал, что мне надо было играть одной рукой, чтобы подчеркнуть мистицизм момента».

Dolly Dagger была впервые выпущена 9 октября 1971 года на посмертном альбоме Хендрикса Rainbow Bridge, а затем 23 октября как сингл. Джими не дожил до выхода фильма и саундтрека (он умер 18 сентября 1970 года). Новое направление, предложенное им в песне Dolly Dagger, добавило в его историю еще один вопросительный знак.

«Если бы он остался жив, я думаю, он бы развернулся по полной», - говорит Крамер. «Он бы наладил свою жизнь, нашел бы новые классные музыкальные направления. И его место в истории было бы даже больше, чем сейчас».

«Джими был посланником космоса, который видел в музыке средство объединения людей», - говорит Кокс. «Он был глобальным задолго до того, как остальной мир станет глобальным. Его музыка столь же актуальна в двадцать первом веке, как и в двадцатом. И будет актуальна в двадцать втором и двадцать третьем веках».

Что касается прообраза Долли Даггер, то Девон Уилсон погибла, она упала из окна восьмого этажа отеля Chelsea в 1971 году. Как она отнеслась к песне, которая сделала ее частью истории?

«Дело тут не в том, как это тешило ее эго, а в том, чтобы что-то изменить в ней в лучшую сторону», - считает Крамер. Несмотря на то, что у истории есть некоторые отрицательные стороны, представьте, что вы находитесь в 1970 году и просите Джими Хендрикса написать о вас песню!»

Музыка, деньги и безумие, так это было в 1960-е.

Зато теперь у нас есть ещё один альбом Джими Live In Maui!

Подписаться!

Читать также: