Конец XV века стал эпохой т. н Великих географических открытий. Европейцы открывали для себя огромный мир – Америку, Африку, Азию, острова Индийского и Тихого океанов. Испания и Португалия разделили мир на «сферы влияния» и построили первые колониальные империи. Испанцы и португальцы отправили десятки экспедиций и сотни кораблей, начав колоссальный захват и грабеж «открытых» земель.
Англия, Франция, Голландия и другие европейские страны старались присоединиться к этому «пиру», но испанцы и португальцы ревниво оберегали свои владения. Поэтому страны Северной Европы одновременно старались найти новые пути к южным морям, Китаю и Индии через полярные воды. Эти пути многим казались более короткими и безопасными от нападения португальских и испанских пиратов. В XVI веке английские и голландские мореплаватели предприняли несколько экспедиций, чтобы найти Северо-восточный (вокруг Сибири) и Северо-западный (вокруг Канады) проходы и выйти в Тихий океан.
В начале 1551 года в Англии создали компанию «Общество купцов, искателей стран и владений, неизвестных и доселе непосещаемых морских путем» специально для открытия Северо-восточного прохода. Её возглавил знаменитый путешественник С. Кабот, имевший титул «Великого штурмана Англии». В 1553 году компания снарядила экспедицию из трёх кораблей: «Добрая Надежда» под командованием Уиллоби, «Эдвард Удалец» под командованием Ченслера и «Благое Упование» под командованием Корнелия Дюрферта.
Корабль, которым командовал Ченслер благополучно доплыл до Белого моря. 24 августа 1553 года он вошёл в Двинский залив и пристал к берегу в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь. Ченслер поехал в Холмогоры, где представился воеводе Фофану Макарову. Воевода отправил англичанина в Москву, к царю Ивану Грозному. В Москве английский капитан получил аудиенцию у царя. Ченслер передал Ивану IV письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным владыкам. Царь в ответном письме разрешил торговать в России английским купцам. Шведы и поляки вели экономическую блокаду Руси, перекрывая путь через Балтику, поэтому северный путь остался последним свободным морским путем. Этим было положено начало торговли России с Англией.
В столице Ченслер и несколько его спутников пробыли 8 месяцев. Об этом городе и его народе у англичан осталось немало впечатлений. Вот что среди прочего писал Ричард о своей поездке.
О России и Москве.
Россия изобилует землей и людьми и очень богата теми товарами, которые в ней имеются. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от семисот до восьмисот саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. […] Сама Москва очень велика. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Говорят, что стены эти толщиною в 18 футов, но я не верю этому, они не кажутся такими. Царь живет в замке, в котором есть 9 прекрасных церквей и при них духовенство. Я не буду описывать их зданий и сооружений и оценивать их крепости, потому что у нас в Англии замки лучше во всех отношениях. Впрочем, московские крепостные сооружения хорошо снабжены всевозможной артиллерией.
О русской армии
Я думаю, что нет людей столь привычных к суровой жизни, как русские: никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает более, чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного, чтобы защитить свою голову; а если пойдет снег, то воин отгребает его, разводит огонь и ложится около него. Так поступает большинство воинов великого князя за исключением дворян, имеющих особые собственные запасы. Однако такая их жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость, ибо каждый должен добыть и нести провизию для себя и для своего коня на месяц или на два, что достойно удивления. Я спрашиваю вас, много ли нашлось бы среди наших хвастливых воинов таких, которые могли бы пробыть с ними в поле хотя бы только месяц. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми. Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн. Если бы в землях русского государя нашлись люди, которые растолковали бы ему то, что сказано выше, я убежден, что двум самым лучшим и могущественным христианским государям было бы не под силу бороться с ним.
О русских законах
Русские законы о преступниках и ворах противоположны английским законам. По их законам они не могут повесить человека за первое преступление, но они могут долго держать его в тюрьме, часто бить его плетьми и налагать на него другие наказания; Если это вор или мошенник, каких здесь очень много, то если он попадется во второй раз, ему отрезают кусок носа, выжигают клеймо на лбу и держат в тюрьме, пока он не найдет поручителей в своем добром поведении. А если его поймают в третий раз, то его вешают. Но и в первый раз его наказывают жестоко и не выпускают, разве только у него найдутся добрые друзья или какой-нибудь дворянин пожелает взять его с собой на войну. Русские по природе очень склонны к обману; сдерживают их только сильные побои.
Точно так же от природы они привыкают к суровой жизни, как в отношении пищи, так и в отношении жилья. Я слышал, как один русский говорил, что гораздо веселее жить в тюрьме, чем на воле, если бы только не подвергаться сильным побоям. Там они получают пищу и питье без всякой работы, да еще пользуются благотворительностью добрых людей, а на свободе они не зарабатывают ничего.
Бедняков здесь неисчислимое количество, и живут они самым жалким образом. Я видел, как они едят селедочный рассол и всякую вонючую рыбу. Да и нет такой вонючей и тухлой рыбы, которую бы они не ели и не похваливали, говоря, что она гораздо здоровее, чем всякая другая рыба и свежее мясо. По моему мнению, нет другого народа под солнцем, который вел бы такую суровую жизнь.
Об Иване Грозном
Этот князь - повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико. Он в состоянии выставить в поле 200 или 300 тысяч человек, и если он идет сам походом, то оставляет на всех границах своего государства немалое число воинов. Все его воины — конные. Пехотинцев он не употребляет, кроме тех, которые служат в артиллерии, и рабочих; Сам великий князь снаряжается свыше всякой меры богато; его шатер покрыт золотой или серебряной парчой и так украшен каменьями, что удивительно смотреть. Я видал шатры королевского величества Англии и французского короля, которые великолепны, но все же не так, как шатер московского великого князя. А когда русских посылают в далекие чужеземные страны или иностранцы приезжают к ним, то они выказывают большую пышность. Я никогда не слыхал и не видел столь пышно убранных людей. Но это не их повседневная одежда, когда у них нет повода одеваться роскошно, весь их обиход в лучшем случае посредственный.
Вот такой вот получился "взгляд со стороны". Если вам понравилась статья ставьте лайки, пишите комментарии. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.