В ответ на этот вопрос аспирантки знаменитый учёный Иван Петрович Павлов ответил двумя словами: «Какая чушь!» А потом добавил: «Но если говорить с точки зрения физиологии, то, безусловно, может». Неизвестно, реальная ли это история или анекдот, но это не суть важно — гораздо важнее, как любил он сам.
Со своей будущей женой Серафимой он познакомился в студенчестве. В это время Иван учился в Военно-медицинской академии, а Серафима посещала педагогические курсы. Молодые люди полюбили друг друга и отправились за благословением к родителям жениха. Однако у Петра Дмитриевича и Варвары Ивановны (так звали родителей Павлова) были другие планы на личную жизнь сына: они хотели женить его на дочери состоятельного и высокопоставленного петербургского чиновника и согласия на брак с бедной студенткой не дали.
Но Ивана было не остановить: они с Серафимой уехали в Ростов-на-Дону, на родину Серафимы, и там обвенчались. Понятно, что никого из родни Ивана на свадьбе не было.
Супруги прожили вместе 55 лет, до самой смерти первого русского нобелевского лауреата. Вырастили четверых детей: троих сыновей и дочь. Многое пришлось им пережить: и революцию, и нужду сразу после октябрьского переворота, но Серафима Васильевна не жаловалась, ведь любила она своего Ивана не за материальные блага и не за заслуги, иначе вряд ли бы вышла замуж за бедного тогда студента.
И совершенно не практичный в быту, Иван Петрович полностью полагался на свою подругу. Она и в старости ласково называла его «мальчиком» за неумение решать бытовые проблемы и сразу же взяла все хлопоты на себя, позволив ему заниматься делом всей жизни.
Да, с точки зрения физиологии, возможно, мужчина и может желать двух женщин, но вот любить? Академическая чета ответила бы на этот вопрос отрицательно.
Предыдущая публикация здесь.