Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Рок-группы, названные в честь литературных персонажей

Оглавление

7 музыкальных коллективов из России, Украины и Белоруссии.

В конце прошлого года в одном из материалов я вспомнил несколько групп, в названиях которых так или иначе используются и обыгрываются имена известных людей, реальных исторических личностей. Нередко в поисках удачного названия музыканты обращаются к литературе и берут себе имена не реальных людей, а вымышленных персонажей из книг и фольклорных произведений. Многие знают, что группа легендарного музыканта Виктора Цоя на первых порах своего существования носила название «Гарин и Гиперболоиды», отсылая к роману Алексея Толстого и его персонажу. Позже культовый коллектив сменил название и прославился как «Кино». Под именами, отсылающими к популярным персонажам литературы, получили известность многие музыкальные коллективы. Сегодня вспомним некоторые такие группы из России или соседних государств Украины и Белоруссии, представляющих разные грани рок-музыки в СССР и на постсоветском пространстве.

«Ляпис Трубецкой»

Лидер группы "Ляпис Трубецкой" Сергей Михалок
Лидер группы "Ляпис Трубецкой" Сергей Михалок

Знаменитые писатели Илья Ильф и Евгений Петров на страницах своего произведения «12 стульев» создали немало колоритных образов. Один из них – Никифор Ляпис – поэт, живущий за счет литературы, сочиняя халтурные, непритязательные стихи. Свои произведения он подписывал псевдонимом Трубецкой. К этому персонажу отсылают названия двух «родственных» рок-групп из Белоруссии. Коллектив, объединивший в своей вывеске «две фамилии» героя, собрался в Минске в 1989 году, под предводительством Сергея Михалка, в те годы ещё являвшегося студентом Института культуры. Творчество группы объединяет в своей музыке различные концепцы рок-культуры от хардкора, панка и ска до поп-рока и фолка.

Важнейшую роль в облике группы играет комическая составляющая. Многие широко известные хиты этого коллектива отличает иронический, а порой даже и откровенно «стебный» характер. Выбранное название в некотором смысле отражает «концептуальные основы» коллектива, содержит элемент самоиронии, намекая на некую пародийность.

История группы, работавшей под вывеской «Ляпис Трубецкой», завершилась в 2014 году, на его «осколках» две центральные фигуры, два вокалиста создали свои проекты. Михалок назвал новую группы «Брутто», а вот коллектив, возглавляемый Булатниковым, сохранил часть исторического названия. Его команда называется «Trubetskoy».

Группа Тrubetskoy. Павел Булатников крайний справа.
Группа Тrubetskoy. Павел Булатников крайний справа.

«Мумий Тролль»

Шведско-язычная финская писательница, классик мировой детской литературы, и российский музыкант, одна из видных фигур в российском поп-роке 90-х – нулевых, которому приписывают введение в культурный дискурс понятия «рокопопс». Есть ли общее между творчеством этих людей из разных стран, эпох и сфер культуры?

Туве Янсон написала серию книг, главными героями которой были загадочные существа – муми-тролли. В Советском Союзе по мотивам её сказок был снят трехсерийный мультфильм 1978 года. Трое однокашников из Владивостока Илья Лагутенко, Альберт Краснов и Леонид Бурлаков в 1983 году собрались вместе, чтобы играть музыку, и назвали свой коллектив в честь этих сказочных героев. Со временем название немного видоизменилось.

Судя по материалам разных источников, связано это было с «проблемами творческого характера» и с тем, что музыканты не ассоциировали себя с героями, созданными финско-шведской писательницей. «Какие же мы Муми-Тролли, они такие гладенькие, упитанные, а мы какие-то Мумий Тролли», - так в одном из интервью Илья Лагутенко передавал свои мысли и ощущения.

Благодаря игре слов из сказочного муми-тролля появился российский музыкальный «Мумий Тролль», придуманный тремя владивостоксими парнями из небогатых семей. Известность к группе пришла далеко не сразу, а из основателей в составе остался лишь Илья Лагутенко.

Группа неразрывно ассоциируется с его именем, образом и узнаваемым необычным вокалом. Взяв в качестве «вывески» широко популярное наименование, коллектив сделал его своим и лингвистически, и творчески.

«Вопли Видоплясова»

-3

В богатом творческом наследии Федора Михайловича Достоевского есть повесть «Село Степанчиково и его обитатели», опубликованная в 1859 году. Она характеризуется как «ироническая», несколько отличающаяся по своему характеру от «философского и трагичного» экзистенциального Достоевского. Произведение хоть и не входит в школьную программу, относится к числу самых известных и читаемых творений этого автора. На это произведение обратил внимание украинский музыкант Александр Пипа. До 1984 года он играл в составе группы «SOS», а в 1986 году произошла судьбоносная встреча с Олегом Скрипкой, благодаря которой возник новый музыкальный коллектив. В тот момент Пипа как раз зачитывался Достоевским.

Среди действующих лиц «Села Степанчикова» есть лакей по имени Григорий Видоплясов, он увлекался музыкой и литературой, а свои сочинения именовал «Вопли Видоплясова». Это словосочетание Пипа решил предложить своим товарищам в качестве названия для коллектива и оно прижилось. Так обрела своё имя одна из самых популярных украинских рок-групп. Музыкантов называют в рядах первопроходцев «украино-язычного рока».

«Урфин Джюс»

Свердловский коллектив, основанный в 1980-м году, причисляют к легендам русского рока. Группа исполняла песни на стихи одного из главных рок-поэтов нашей страны Ильи Валерьевича Кормильцева. Он получил широкую известность по работе с «Наутилусом», хотя писал для многих групп из своего родного города, ныне именуемого Екатеринбургом.

Названием группа «Урфин Джюс» обязана серии книг советского сказочника Александра Волкова. Это центральный отрицательный персонаж второй книги «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», являющейся продолжением «Волшебника Изумрудного города». Также фигурирует в последующих книгах этой серии. Представитель расы жевунов, помощник злой волшебницы Гингемы, характеризуется как угрюмый, нелюдимый. Одна из главных его черт – одержимость властью.

Группа «Урфин Джюс» оставила видный след в российской музыкальной культуре, хотя её история не была долгой. За 6 лет существования, с 1980 по 1986 группа выпустила три полноформатных альбома, после чего распалась. Спустя три года возродилась на короткой срок, просуществовав до 1991.

«Иван Царевич»

Использование фольклорных образов и мотивов – одна из характерных черт такого музыкального направления, как фолк-металл или тяжелый фолк. Вполне естественно, что называть группы в честь мифологических и фольклорных героев для этого жанра является мейнстримом. Фолк-металлическая сцена, в том числе в России и на постсоветском пространстве очень представительна, и если принимать во внимание всех персонажей мирового фольклора, то можно «накопать» коллективов не на одну статью. Я решил включить в материал две группы, использовавшие в названиях образы героев русских народных сказок.

-4

«Иван Царевич» существует в российской столице с 1999 года. По звучанию коллектив представляется характерным для нашей страны представителем тяжелого фолка с мужским вокалом. Концепция коллектива, как не сложно догадаться, строится на «сплаве» русских народных мотивов и различных вариаций традиционной металл-музыки. Помимо стандартных для рок-музыки инструментов группа использует гусли, что добавляет звучанию колорита. Интегрирование народных инструментов, соответствующих выбранной фольклорной традиции – вполне себе привычная история для тяжелого фолка. Важную роль в творческом облике играет эпическая составляющая, сами музыканты обозначают свой жанр как «эпик-фолк».

Наследие коллектива по данным, отраженным в сети интернет, насчитывает 3 полноформатных альбома. Крайний называется «Звезда Руси» и датирован 2013 годом.

Былинность, народность, патриотические мотивы в сочетании с тяжелым звучанием в диапазоне от хэви до грува - на этих основаниях строится «славянский металл» от «Ивана Царевича».

«Zmey Gorynich»

Трехглавое чудище, живущее в горах и похищающее красавиц, фигурирует как в русских былинах, так и в авторской прозаической литературе и в поэзии. Это один из часто воспроизводимых и глубоко укорененных образов русской культуры. В современной тяжелой музыке наименование этого героя использовала в своём названии относительно молодая команда, основанная в 2013 году выходцами из группы «Изморозь». Название ребята пишут английскими буквами «Zmey Gorynich», но поют на русском.

Стилистически музыка группы построена на сочетании традиционного, разудалого фолка с «околоэкстремальными» металлическими и хардкорными элементами. Коллектив использует сочетание мужского экстремального и женского чистого вокала. Музыкальные критики и меломаны окрестили эту вокальную концепцию «Красавица и чудовища».

Несмотря на то, что большинство фолк-металл команд, по крайней мере на российской сцене, оказываются эстетически близки друг другу, этот жанр предоставляет огромные возможности для интересных сочетаний и экспериментов. Ведь вариаций фолка и тяжелой музыки существует невероятное множество, и такие команды как «Zmey Gorynich» показывают пространственную широту этой музыкальной ниши.

Лирическая составляющая не лишена иронии и даже сарказма, обращаясь к тематике народной культуры, музыканты обыгрывают в песнях стереотипы и клише о русских.

«Алиса»

Рассказывать подробно об истории и творчестве культового российского рок-коллектива, уже на протяжении многих лет ассоциирующегося с именем вокалиста и лидера Константина Кинчева, нет необходимости. Да и уместна ли вообще эта группа в данной подборке? Происхождение названия всегда вызывало у меломанов немало вопросов. Почему мужская, достаточно тяжелая по звучанию группа называется популярным нежным женским именем, и имеет ли название коллектива какое-то отношение к известным литературным Алисам, героиням фантастических произведений Л. Кэрролла и К. Булычева? И если да, то к какой из них?

Популярна версия о том, что название восходит к прозвищу основателя коллектива Святослава Задерия. В рокерских кругах его именовали Алисой. Таким образом, получается, что создатель и первый лидер коллектива как будто бы назвал группу в честь самого себя. А когда Задерий покинул коллектив, и бессменным лидером стал пришедший по его приглашению в 1984 году вокалист Константин Панфилов-Кинчев, название решили не менять, так как группа уже обрела определенную популярность и была узнаваема под именем «Алиса».

Святослава Геннадьевича действительно называли «Алисой», и автором названия является именно он. Вот только из высказываний самого музыканта и его коллег по группе следует, что не коллектив был назван в честь лидера, а наоборот. Задерий рассказывал, что прозвище «Алиса» закрепилось за ним не до, а после того, как группа обрела своё название. Коллектив появился и музыканта стали именовать «Слава из Алисы», потом предлог «из» пропал, и получился – Святослав "Алиса" Задерий. А название группы всё же имеет литературные истоки и связано с английской сказочной героиней. На это в интервью газете «Шабаш» прямо указывает барабанщик группы Михаил Нефедов. Привожу его фрагмент.

— А кто все-таки придумал название — АЛИСА?
— Задерий. Название взял из книжки Льюиса Кэрролла. Помню, Коля Михайлов, президент рок-клуба, все говорил тогда: ребята, зачем же женское имя, возьмите имя любого мужского персонажа из той книжки.

Среди огромного мирового литературного наследия можно найти немало интересных, ёмких названий, отлично подходящих для музыкального коллектива. Благодаря музыкантам хорошо знакомые и любимые многими персонажи обрастают новыми ассоциациями. Этот список можно ещё дополнить, особенно если «покопаться» среди малоизвестных коллективов. У меня регламент - 7 штук на статью, потому что иначе получается слишком длинно. При необходимости тема будет продолжена.

Статья имеет обзорный, исключительно развлекательный характер, основывается на материалах открытых источников и не претендует на истину последней инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду Рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.