Можно называть меня древним и отсталым от современных технологий, но я категорически не уважаю ни современные усилители звука класса D, ни импульсные блоки питания. Только трансформаторы, только хардкор. Да - они тяжёлые, да - нередко гудят, если плохо стянуть или неаккуратно уложить обмотки, да - сейчас стоят дорого! Но они надёжные, как советский танк. Сжечь силовой трансформатор - это ещё умудриться надо. Трансформатор, 4 диода и электролитический конденсатор - простой блок питания для усилителя готов. Можно спаять и навесным монтажем за 5 минут для проверки в работе каких-то поделок.
Нередко сталкиваюсь с вопросами людей: "Чем можно перемотать трансформатор под нужные напряжения?" Лакированный эмальпровод, особенно толстого диаметра для мощных вторичных обмоток, не всегда можно найти. Да и работать с ним неудобно - эмаль так и норовит поцарапаться, потрескаться или отскочить при неловких изгибах. Что может вызвать межвиткое замыкание обмоток.
Валяется у меня в гараже трансформатор ОСМ1-0,25. Использую его, в основном, для проверки автомагнитол. Разумеется с диодным мостом и конденсатором 4700 мкФ.
В своё время, лет 15 назад, тоже "чесал репу" - чем лучше перемотать трансформатор. Если с первичной обмоткой проблем нет. У него удобное для расчёта соотношение - два витка на вольт. То есть на заводскую обмотку 380 В приходилось 760 витков. На 220 В нужно 440. Что я и сделал простейшим путём - отмотал 320 витков со вторички, чтобы осталось 440.
Знаю, что это не правильно, не ругайте. Но перематывать первичку было совсем лень. Для переделки на 220 вольт следует мотать более толстым проводом, чтобы трансформатор мог работать на той же мощности.
250 Вт:380В = 0.66А. 250Вт:220В = 1.14А. Ток выше, значит и обмотка нужна толще.
Угадайте, чем намотал вторичную обмотку? Томить не буду, сразу фото.
Да, ребята, это обычный провод 1,5 и 2,5 квадрата в ПВХ изоляции. Как помню, взял кусок кабеля ВВГ2х2,5+1х1,5 и разобрал его на жилы. Которые и использовал для перемотки трансформатора на нужные напряжения.
И оно работает! И даже гудит почти неслышно. Хотя, с другой стороны, а почему не должно работать? Провод для перемотки трансформатора можно использовать любой. Лакированый выбирают по причине тонкой изоляции. Что он занимает меньше объём и больше витков влазит. Но за неимением можно перемотать трансформатор и любым, что есть под рукой.
Кстати, теперь указанные на верхнем фото маркером напряжения немного не актуальны. По стандарту сейчас не 220, а 230 вольт - номинальное однофазное напряжение. И действительно, чаще всего в розетке в пределах 225-230 вольт, иногда и 240 бывает. Соответственно и на выходе получается больше, чем было задумано. Вот и притаранил его на новогодних праздниках, чтобы уменьшить вторичку.
А раньше было удобно. 10 вольт переменки - это примерно 13,5 вольт постоянки (с учётом падения на диодах) - самое то для питания автомагнитол. А когда в розетке напряжение было пониженное или чтобы раскачать магнитолу на максимум, перекидывал провод на клемму 11 вольт, куда шло ещё два витка. 15 вольт использовалось иногда для запитки автомобильных микросхем усилителей звука напрямую. Чтобы раскачать на полную, им требуется напряжение порядка 18-20 вольт, которое, за минусом падения на выпрямительных диодах, с этой обмотки и выходило.
Что я хотел сказать? Если вы хотите перемотать трансформатор для каких-то своих поделок, не обязательно искать для этого специализированный провод. Можно использовать и распространённый в ПВХ изоляции. Возможно не красиво (и даже по уродски), но главное - он работает!
Р. С. Подобные тем что на фото, трансформаторы серии ОСМ широко применялись в советском промышленном оборудовании для питания цепей управления. Встречал модели от ОСМ1-0,16 (160 Вт) до тяжеленных ОСМ1-0,4 (400 Вт). Их и сейчас, пожалуй, для питания своих поделок можно раздобыть, если задружиться с электриком, работающим на заводе. Старые станки постепенно меняются на новые и может быть он вам найдёт подобный трансформатор.