Найти тему
Марина Ларионова

ПОЕХАЛИ. Кострома. ФЕДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Оглавление

История и приключения иконы

Путешествие по Золотому Кольцу 5

Как я писала, основной идеей посещения Костромы было увидеть Ипатьевский монастырь и икону Феодоровской Божией Матери.

Феодоровская икона почиталась как покровительница власти и русской государственности.

Перед этим образом 14/27 марта 1613 года получил благословение на царство Михаил Романов.

Примечательно, что с конца ХVIII века невесты членов царской семьи, переходившие в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна» (гр., церковно-славянский, Федоровна - светский). К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I) , Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга Великого князя Сергея Александровича).

В Церкви, когда принимает Православие кто-­то из инославных, имя ему дается по Святцам, а отчество ­ — по имени восприемника, крестного отца, который и гарантирует искренность обращаемого, серьезность его намерений. И отчество Феодоровна, которое давалось в честь Феодоровской иконы Божией Матери, указывало, что в восприемницы наших Цариц призывалась Сама Царица Небесная.

К тому же Феодоровская икона двухсторонняя: на обороте изображена Параскева Пятница, считавшаяся покровительницей свадеб и невест, но об этом позже.

Главная икона рода Романовых имеет детективную историю.

Считается, что написана она апостолом Лукою в I веке, а обретена была в середине XII века князем Георгием Всеволодовичем близ волжского Городца. Что происходило между этими событиями история умалчивает.

Городец
Городец

На месте обретения иконы был основан Федоровский Городецкий монастырь, где и хранилась икона до 1239 года, когда в нашествии Батыя Городец был сожжен, почти все жители перебиты. Немногие оставшиеся в живых были уверены, что икона погибла.

Однако в августе того же года Феодоровская икона была явлена в окрестностях Костромы местному князю Василию Квашне.

За день до обретения иконы костромским князем, многие костромичи видели, как по улицам Костромы эту икону носил некий воин, удивительно похожий на изображение святого Феодора Стратилата из соборного храма.

Великомученик Феодор Стратилат приносит в дар Костроме Феодоровскую икону Божией Матери.
Великомученик Феодор Стратилат приносит в дар Костроме Феодоровскую икону Божией Матери.

Рассказ об этом чудесном видении убедил князя в том, что это сам Великомученик Феодор Стратилат принес в дар Костроме великую святыню. Великомученик Феодор почитался, как Небесный покровитель Костромы, отсюда икона получила название Федоровской или Феодоровской (гр.).

Для расстроенных жителей Городца был сделан список с иконы очень почитаемый впоследствии.

Когда святой князь Александр Невский в 1263 году возвращался из Орды, он внезапно занемог и остановился в Городце, в Феодоровском монастыре, здесь и принял схиму. Перед смертью князь попросил принести ему этот самый список с Феодоровской иконы. Приложился к образу и после этого отошел ко Господу.

Параллельно существует другая легенда, по которой икону нашел князь Юрий Всеволодович в часовне близ Городца. После его смерти икона перешла его младшему брату Ярославу - отцу Александра Невского, и тот благословил ею брак своего сына с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной.

В память об этом велел выполнить на оборотной стороне святого образа лик мученицы Параскевы Пятницы, считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

По этой легенде свое название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата.

После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию, перенёсшему её в Кострому.

Более шестисот лет икона хранилась в Успенском соборе Костромского кремля, в приделе Феодора Стратилата.

К сожалению, храм этот был разрушен в 1930­-е годы…

Примечательно одно из чудес Феодоровской иконы во время княжения в Костроме Василия Ярославича -­ чудо на Святом озере.

В 1272 году она защитила город от разорительных набегов татарских полчищ. Огненные лучи, просиявшие от лика Богоматери, икону которой несли впереди себя русские дружины, обратили в бегство неприятеля.

После Октябрьской революции с иконой стали происходить настоящие чудеса.

В 1919 году в Костроме побывала экспедиция под руководством И.Грабаря, которая ездила по стране на предмет выявления памятников имевших художественную и культурную ценность (см. пост «Сгоревшая церковь»).

Икона была осмотрена, но не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в храме.

Судя по всему, Грабарь, считавший Федоровскую икону более поздним списком с Владимирской, иконы действительно очень похожи, не счел необходимым определять ее в музей.

В 1922 году произошло сразу несколько печальных событий.

Во-первых, советская власть конфисковала драгоценный оклад иконы.

Во-­вторых, Успенский собор в Костроме был захвачен обновленцами.

Тогдашний Правящий Архиерей в Костроме перешел в обновленчество. Икона оказалась у обновленцев и была у них до 1944 года.

И тут случилось неожиданное - ИКОНА ПОЧЕРНЕЛА!

О том, что потемнела Феодоровская икона, нет нигде ни слова. Только устная легенда.

То есть икона потемнела где-­то в промежутке с 1922 до 1925 годы. Это никак не могло произойти естественным образом. Потемнела недавно отреставрированная икона.

Существует несколько версий на этот счет.

Первая версия мистическая.

Обновленцы так и не признались, что икона у них потемнела, а придумали легенду, что это произошло, когда свергли Царя.

Вторая версия потемнения иконы звучит так: большевики намеренно затемнили ее, рукотворными действиями. Но благодаря темноте лика икона осталась в Церкви.

Она потеряла экспозиционный вид, музеи ее не взяли.

Так или иначе, но до тех пор, пока изображение на иконе узнаваемо, она остается иконой святой и чудотворной. Но чем ближе в иконе образ к Первообразу, тем более широким и свободным источником благодати она является…

В заключении рассказа об этой удивительной иконе хочу сказать, что если это святыня, напрямую связанная с нашей государственностью, то ее состояние тоже связано с состоянием нашего государства.

Сейчас икона хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре, куда была перенесена в 1991 году, после того, как Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии.

Начало:

ПОЕХАЛИ.Часть I. В путь

ПОЕХАЛИ. Часть II. Кострома. Сусанинская площадь. Самая красивая пожарная каланча

ПОЕХАЛИ. Часть II. Кострома. Романовский музей

ПОЕХАЛИ. Часть II. Кострома. Ипатьевский монастырь. "Колыбель" дома Годуновых и Романовых

Продолжение следует.