ОПАСНАЯ КАРЬЕРА В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»

Роман известного французского писателя Стендаля «Красное и черное» — актуальное произведение для современного читателя, так как в нем убедительно показаны трагические последствия неумеренной...

Роман известного французского писателя Стендаля «Красное и черное» — актуальное произведение для современного читателя, так как в нем убедительно показаны трагические последствия неумеренной амбициозности и жажды карьерного роста.

Хотя действие романа происходит во Франции в 1820-е годы, тем не менее, главный герой, человек незнатного происхождения Жюльен Сорель вполне узнаваем и в 21 веке. Будучи необыкновенно одаренным юношей и обладая неуемной энергией и грандиозными честолюбивыми замыслами, он, однако, с дотошностью холодного карьериста пытается превратить самого себя в лицемерного, циничного господина с аристократическими замашками.

Жюльен – герой незаурядный во всех отношениях. И он бы мог остаться таковым, если б не злополучная, вернее, губительная мечта во что бы то ни стало покорить Париж и сделать там блестящую карьеру. В этом отношении он похож на героев бальзаковской человеческой комедии, которые, однако, сильно уступают ему в харизме, уме и оригинальности.

Стендаль мастерски показывает сложную психологическую борьбу, которая происходит в душе Жюльена. Он то искренно влюбляется, то лицемерит ради выгодного места и хорошего жалования, то решается на брак по расчету, то с облегчением отказывается и от него, и от всех своих карьерных расчетов. Таким образом, Жюльен, несмотря на все свои попытки стать обыкновенным карьеристом, все-таки остается оригинальным персонажем. В конце романа он, приговоренный к смертной казни за неудачную попытку убийства своей возлюбленной госпожи Реналь, испытывает необыкновенное облегчение. Похоже, лишь в тюрьме и на суде он, наконец, стал самим собой, так как понимал, что все его планы рухнули и жизнь висит на волоске.

Жюльен по натуре – борец (недаром он избрал своим кумиром Наполеона и мечтал о военной карьере). Но, похоже, он не рассчитал собственных сил, которые прорывались наружу в решающие моменты. Он был настолько ослеплен жаждой мести к госпоже Реналь (письмо которой сорвало его выгодный брак) что выстрелил в нее в церкви, на глазах у многих свидетелей, не думая о последствиях. И лишь в тюрьме, узнав, что молодая женщина жива, он опомнился и понял, что по-настоящему любит ее.

К сожалению, проблема поднятая Стендалем в позапрошлом столетии, не исчерпала себя. Напротив, она обострилась до предела, так как наш беспокойный, но демократичный век культивирует идею равных возможностей для всех и манит перспективами карьерного роста и высоких зарплат. Но роман Стендаля как бы призывает современного амбициозного человека к сдержанности и спокойному отношению к провалам на работе.