Найти в Дзене
Фильмокнижие

Жизнь с чудовищами утомительна

«Контрапункт» - роман-антиутопия Олдоса Хаксли.

Уодтер Бидлейк, сын художника, разочарован: его отношения с любовницей Марджори Карлинг зашли в тупик. Он влюбился в Люси Тантэмаунт, богатую нимфоманку.

В гостях у новой пассии Уолтер встречает презирающего его отца. Гости слушают сюиту Бетховена. Уолтеру это кажется скучным, он похищает Люси и увозит ее в модный ресторан в Сохо «Сбизу» - место встреч богемы и интеллектуалов. Остаться с девушкой наедине не получается: Люси со всеми флиртует. Циник Спандрел и люди из богемы интереснее Люси, чем ее спутник. Уолтер расстроенный возвращается домой, где его пилит Марджори.

Сестра же Уолтера Элинор находится в Индии с мужем Филиппом Куорлзом. Их сын – в Англии с бабушкой и няней мисс Фалкс. Элинор не в силах отвлечь внимание мужа от записной книжки с наброском будущего романа.

Уолтеру удается сделать Люси своей любовницей, но связь короткая, Люси мчится в Париж навстречу новым приключениям.

Филипп и Элинор Куорлз приезжают в Англию, восхищаясь талантами сына. Сидней Коурлз под предлогом написания британской истории повещает ежедневно музей, но на самом деле его туда влечет кокни Глэдис. Филиппу приходится улаживать деликатный вопрос, когда Глэдис является в дом и говорит, что беременна, а отец попросту прячется. Филипп перепоручает это дело адвокату.

Элинор так и не может вернуть расположение мужа и увлекается Эдвардом Уэбли – лидером «Братства свободных британцев». Это неофашисты, выступающие против рабочего движения. Ее избранник агрессивный и решительный, а муж – замкнутый, чопорный интеллектуал.

-2

Только Марк и Мэри Рэмпион - счастливая пара в творческих кругах. Марк вышел из низов, но аристократичная Мэри помогла ему сделать имя успешного художника. Марк считает, что лондонская жизнь искусственная, а человек только тогда вернет свежесть чувств и искренность, когда вернется к природе. Он постоянно подкалывает Берлепа, у которого ум с сердцем не в ладу. Берлеп пишет роман о Франциске Ксавье, миссионере из Юго-Восточной Азии, а сам соблазняет коварную ломаку Беатрис.

Самый гадкий герой – Спандрел. Это нигилист, порвавший со своей семьей, живет он в нищете, разрушает иллюзии друзей, вовлекает простолюдинок в непристойные оргии.

Как-то свидание Элинор откладывается из-за болезни сына Фила. Спандрела она просит позвонить Уэбли и предупредить, а этот циник звонит коммунисту Иллиджу, ярому противнику Уэбли. В квартире, куда Уэлби приходит на свидание его убивают и прячут труп в багажник машины.

У Фила – менингит. Родители в отчаянии. Отец Элинор, старик Бидлейк, вернулся домой умирать от рака. Он считает, что если внука спасут, то и его излечение возможно. Малыш умирает. Родители спешат уехать за границу, еще и потому, что Элинор страдает, узнав о смерти любовника. Убийцу так и не нашли. Коварный Спандрел пишет анонимное письмо в организацию Уэбли, сообщая, где можно найти убийцу. Спандрела убивают «свободные британцы», когда он слушает сюиту Бетховена.

А Барлеп торжествует, соблазнив богачку Беатрис.

Книга словно калейдоскоп высвечивает узоры судеб разных героев: каждый испытывает страсть, неудовлетворенность собой настоящим. В пресыщенном обществе внешне ценится власть и богатство, а внутренне люди совершенно несчастны, покупают любовь, скрывают страсти под масками благочестия.

Панорама падения нравов лондонской интеллигенции после первой мировой войны показывает не людей, а монстров, бросившихся в пучину греха с безудержной страстью, растоптавших свое достоинство. Они остроумно высмеяны писателем-сатириком Олдосом Хаксли.

А что вы думаете о романе «Конрапункт»?

Пишите свои комментарии на канале «Фильмокнижие»