Огромными усилиями и благодаря актёрским способностям свёкра, который на собеседовании и плакал, и терял сознание, рассказывая о причинах выезда из своей страны, их дело взяли на рассмотрение и отправили супругов на проживание в центр помощи беженцам третьего по величине города Испании. Это суперсовременное здание со всеми удобствами. Каждого кормили три раза в день вкуснейшей едой в огромном зале для еды (comedor), выдавали мыло, шампунь, деньги на карманные расходы, бесплатные проездные на городской транспорт. В комнатах жили по двое, а кто и один. Курсы испанского языка вёл отличный парень.
Работать не полагалось, но все желающие скопить денег работали ночами там, где находили место. В основном для мужчин это были загрузки сонных курей в огромные машины. Выращиванием индюков, курей, кроликов, телят, свиней для поставок мяса в магазины занимаются частники. Всё вообще частное, кроме полиции, медицины, образования и чиновников. Перерабатывающая фабрика договаривается с частником, сколько он может вырастить, и завозит, например, двести тысяч цыплят и корм, а потом готовых забирает и расплачивается, высчитывая стоимость корма.
За ночь нужно было объехать несколько куриных ферм, каждая тысяч по сто курей. Оттого мужчины носились подобно урагану, не думая ни о чём, кроме курей. Свёкор, хоть и не мальчик, бегал, как угорелый, не хуже любого молодого. В темноте среди опилок, смешанных с помётом, нужно схватить за одну лапу трёх курей в левую руку и трёх - в правую руку и бежать к двухуровневому грузовику с клетками, в котором стоят два принимающих с фабрики. Один берёт куриц и передаёт верхнему, а тот наполняет клетки. Если кто-то подаст сдохшую курицу, приёмщики отбрасывают за негодностью. Поэтому нужно не только быстро схватить шесть куриц, но и сделать это аккуратно, без брака. Возвращался, пропитанный запахом аммиака с ног до головы и, кроме того, чешуя с куриных лап разъедала руки до крови. А в перчатках не нащупаешь лапы.
Свинья из молочного поросёнка до веса в сто двадцать килограмм вырастает за три-четыре месяца. Тогда как домашняя растёт больше года.
Свекровь вычитала объявление на проходной центра и пошла мыть квартиру в испанскую семью. Рассказывала, как ужасно первое время было морально: она – экономист с высшим образованием, руководившая до этого подчинёнными, сама превратилась в подчинённого, когда надо расторопно и качественно делать грязную работу, мыть унитазы, мусорные вёдра, будку для собаки, гладить горы белья, ползать на карачках, вылизывая труднодоступные места. Однако хвалила хозяйку: всегда доброжелательный тон, вежливое обращение, работа не приказывается, а предлагается.
В общем, первый удар приняли на себя родители мужа. Можно назвать их эпопею геройской. К нашему приезду они уже владели информацией почти по всем вопросам и неплохо говорили с аборигенами. В центре они прожили три года, перещеголяв всех остальных. Так получилось.
К тому времени вышел закон о легализации тех, кто прожил с пропиской три года. К слову, прописка в Испании ни к чему не обязывает, не влечёт никаких прав на квартиру, поэтому хозяева спокойно и быстро прописывают кого угодно. И родители мужа не стали ждать решения по своему делу, а предпочли получить первый законный документ (NIE) с официальным разрешением жить и работать. Через год этот документ менялся на два года, потом ещё раз – на два года и только потом - на пять лет. За каждый обмен нужно было платить и выстаивать огромные многочасовые очереди. После десяти лет проживания с NIE разрешалось подавать документы на гражданство. Для приехавших из Латинской Америки срок десять лет заменялся на один год, ибо они – испаноговорящие. И снова собирались горы документов из нашей страны, тратились деньги в размере, который трудно сосчитать. И три года ожидания, поскольку в Мадриде собрались миллионы дел. Когда ситуация стала похожа на катастрофическую, выделили работников и приказали срочно решить все дела.
Отчеств в Испании нет, зато фамилий две: первая – отца, вторая – матери. Если русская женщина жила десятилетиями с фамилией мужа, по испанским законам она её теряла. Например, была Петрова, а стала Иванов Никифорова. Здесь же не понимают, что Иванов – это мужчина. Также и дети. Девочка и её брат будут с фамилией, например, Смирнов Качалина.
Не повезёт тому, кого зовут Юлия, Артём, Катя. Букв Ё, Я, Ю, Ш, Щ, Ц, Ч, Ж нет в испанском алфавите, они набираются двумя или тремя буквами. В этом случает читают фамилию с трудом и неправильно. Врач выходит из кабинета и громко называет тех, чья очередь подходит. На фамилиях с несуществующими буквами тормозит, но человек по имени знает, что речь о нём. Хоть и не фамилия красит человека, а человек - фамилию, всё равно неприятно.