“Страх, маленькое гадкое существо, поднявшееся вслед за мной на землю из преисподней, подбирается к самому сердцу.“
— Кристоффер Карлссон
Всем привет! На связи Дарья. Сегодня я решила проанализировать монстров и подсознательные страхи героев из моей любимой серии хоррор игр Silent Hill. Я затрону первую часть данной серии. Но если вам понравится эта статья, то продолжение разборов элементов хоррор составляющей в других частях не заставит вас долго ждать.
Осторожно, в статье присутствуют спойлеры.
Silent Hill — психологический хоррор, в котором раскрываются разные пороки человека. Здесь также присутствуют намёки на философские и психологические теории. Пример одной из них — это мысли или эмоции, обладающие энергией, которые могут воздействовать на окружающую среду. Сильнее всего такой энергией обладают отрицательные эмоции, такие как страх, гнев, боль и так далее. Эта же энергия может оставаться в тех местах, в которых она была и испытана.
У каждого человека есть свой внутренний духовный мир. Он состоит из фантазий, воспоминаний и чувств. Здесь могут отражаться страхи человека, которые с помощью фантазии могут выливаться в нечто ужасное. А если мысли могут влиять на среду, то и внутренний мир со своими чувствами точно сможет воздействовать на окружение. Silent Hill это пример того, как человек создаёт подсознательный мир, чтобы сбежать от жестокой реальности.
Перейдём к главному герою игры — к самому городу Silent Hill или Тихий холм. Город, в котором накопились боль и страдания предыдущих лет, в котором всегда царила атмосфера ненависти. Присущая там отрицательная энергия, полученная от жертв этого города, которые тонули в своём внутреннем мире, создавая другие реальности, начала превращаться в магнит для людей с собственными грехами и с собственной тьмой внутри. Город поглощает пороки людей и создаёт из этого образы навеянные страхом.
В Silent Hill 1 много времени уделяется образу Бога, сам сюжет связан с религиозной сферой. Разбор этой темы стоит целой статьи. (Если вам интересна данная тема, то я с радостью могу разобрать её.) Поэтому лучше я перейду к анализу монстров, которые не так просты, как кажется на первый взгляд.
Начну с того, что создатели основывались на подсознательных фобиях человека. В некоторых монстрах присутствует загадочность, а в большинстве из них — символичность.
Один из важных персонажей игры — девочка по имени Алесса. Она была воспитана Далией из религиозного культа. Она видела в ней только способ для рождения «Бога», существа, которое находилось в Алессе. Девочка была лишена любви и заботы, а в школе над ней насмехались. В игре мы можем увидеть её страдания и страхи в образах монстров и в окружении.
Монстры и детская впечатлительность
Воздушный крикун
Образ птеродактиля из любимой книги Алессы "Затерянный Мир" Конан Дойля. Цитата из книги: «И вдруг из этой темноты, из этого ночного мрака со свистом, напоминающим свист аэроплана, к костру ринулось сверху какое-то существо. Перепончатые крылья на миг прикрыли нас, словно пологом, и я успел разглядеть длинную, как у змеи, шею, свирепые, блеснувшие красным огоньком глаза и огромный разверстый клюв, усаженный, к моему величайшему изумлению, мелкими, ослепительно белыми зубами. Секунда - и это существо унеслось прочь...» Описание монстра так въелось в память девочки, что его образ поглотил Silent Hill.
Порхающий в ночи
Голова, похожая на червяка, символизирует отвращение Алессы к червям. Также червь вместо головы может быть метафорой на разрушение разума, ведь черви участвуют в процессе разложения.
Скулящий
Алесса всегда боялась собак, а особенно бездомную собаку в переулке на Finney st. Она рисовала собак в самых ужасных образах. При желании игрок в её комнате может найти эти рисунки. А также эти обгоревшие облики собак отсылаются на события пожара, проходящий 7 лет назад до начала первой части.
Червеголовый
Как и Порхающий в ночи, имеет вместо головы червя. Символизирует отвращение Алессы к ним, а также может быть метафорой на разложение разума. У червеголового тело собаки, которое напоминает о страхе собак Алессы.
Чавкающий
Разработчики хотели создать врагов, которые напоминали бы детей. На первых эскизах ребёнок был представлен голой девочкой. Образ из-за цензуры часто менялся, ведь нам бы пришлось защищаться от этих врагов, а цензура убийство детей не терпит. Создатели решились отдалиться от человеческого образа. Вместо детей в игре добавили Чавкающих. Они имели острые когти. Дети в виде монстров являлись олицетворением одноклассников Алессы, которые издевались над девочкой.
Серый ребёнок
Ещё один вид монстров, которые напоминали детей. Они были вооружены ножами. И олицетворяли одноклассников Алессы, которые с помощью ножа вырезали разные гадости на её парте. Звуки, которые они произносят это замедленный детский смех.
Крадущийся/ Маленький преследователь
В игре также присутствуют тени второго варианта детей. Призраки не опасны для игрока. Они очень хорошо служат для создания напряжённой атмосферы. При их появлении слышатся писклявый смех и звуки радио, предупреждающие об опасности. Игрок может растоптать этих монстров, что может быть намёком на желание борьбы Алессы с её обидчиками.
Медсестра-марионетка
Да, это не те знаменитые медсёстры из Silent Hill, которых все привыкли видеть на сходках косплейщиков. Разработчики ориентировались на страх медперсонала, который так же присутствовал у Алессы. Возможен вариант того, что этот страх появился после пожара, который затронул девочку. В телах медсестёр находится паразит, контролирующий их действия. Паразит внутри медперсонала может быть связан с «Богом», который тоже был паразитом внутри Алессы. После смерти медсёстры очень громко вздыхают, будто с облегчением. Кто знает, может они глубоко внутри очень рады тому, что главный герой освободил их от мучений.
Доктор-марионетка
Возможно сейчас вы зададитесь вопросом, неужели кроме женских медработников были ещё и мужские? Да, были, к сожалению в других частях они не появлялись. Можно предположить, что всё внимание забрали на себя медсёстры. Доктора всё также олицетворяет страх медперсонала у бедной Алессы.
Лиза Гарланд
Это не совсем монстр, но упомянуть после медсестёр и докторов стоит. Хочется немного рассказать про жизнь Лизы. Кто она и почему она находилась в Silent Hill? 7 лет назад, когда случился пожар, и Алесса попала в больницу с ожогами, Лиза была медсестрой девочки. Гарланд видела много страданий, находясь рядом с пациенткой, её мучили разнообразные боли. Из-за наркотика, который на ней тестировался, Лиза смогла видеть миры, созданные энергией Алессы. В это же время медсестра попала в наркотическую зависимость. После передозировки её тело погибло, а душа перешла в тот самый мир страха Алессы. Поэтому игрок может видеть медсестру только когда наступает кошмар. В Лизе так же был обнаружен паразит. А сцена обращения Лизы в одну из медсестёр-марионетку для меня самая трагичная в игре. Девушка напугана, а главный герой и игрок, наблюдая кровь на лице Лизы, понимает, что все невинные люди так же страдали от кошмаров Алессы. Даже добрую и простодушную девушку не пощадил этот ужасный мир.
Romper/Шумный/Прыгун
Ромпер или прыгун, или как его только не переводили, олицетворяет страх Алессы перед взрослыми. Это отражается на атаках монстра, они очень резкие и доминирующие. Монстр с лёгкостью может повалить на пол и обездвижить игрока.
Царапающий с потолка
Один из главных страхов Алессы — боязнь насекомых. Царапающий это совокупность образов насекомых, которых так боялась девочка.
Ползающий
В нём не только присутствует неприязнь насекомых от Алессы, но ещё и неприязнь многих из нас. И разработчики прекрасно это понимали, находясь в разработке этого противного монстра.
Кровосос
Кровосос ассоциируется с боязнью змей, червяков и пиявок у Алессы. Также есть теория о связи монстра с ужасными воспоминаниями девочки о переливании крови.
Боссы
Раздельноголовый
Теперь пройдёмся по боссам. Они гораздо больше затрагивают окружение маленькой Алессы. Например, Раздельноголовый это перевоплощение ящера из детской школьной сказки. Когда девочка слышала звук бойлера в школе, то она точно воображала себе этого ящера. Поэтому при бое с Раздельноголовым игрок может услышать звуки бойлера.
Двуусый
Двуусый — это первая стадия босса. Монстр выглядит как личинка мотылька. Позже монстр переродится в самого мотылька. Перерождение личинки в мотылька является метафорой на саму судьбу Алессы.
Парящее жало
Парящее жало — вторая стадия босса. В коллекции бабочек Алессы есть похожий мотылёк. Кстати говоря, бабочек Алесса любила больше, чем других менее приятных насекомых.
Одержимая Сибил Беннет
Союзница главного героя, Сибил, становится одержимой паразитом, который был у медсестёр и докторов. Ход конём от разработчиков — поставить против нас человека, которому мы доверяли.
Инкубатор/ Святая Алесса
Босс называется именно так, потому что внутри Алессы было то самое существо под именем «Бог». Девочка одета в чисто белое платье, что связано с ритуалом очищения, в котором она участвовала 7 лет назад.
Инкуб
«Бог», который был внутри Алессы всё это время был ужасным демоном под именем Инкуб. Этот босс полное отражение всей ненависти девочки. Отражение всех идей, которые вбивали ей в голову.
Взрослые страхи
Гарри Мэйсон
Главный герой, который не заслужено появился здесь после такого количества монстров. Решила описать его после самого интересного, но это не означает, что о Гарри совсем не занимательно рассказывать. Гарри Мэйсон в прошлом испытал множества бед: смерть первой жены, бесплодие второй, которая тоже умерла через несколько лет. Единственный лучик света в его жизни его приёмная дочь — Шерил. Один из взрослых страхов касающийся Гарри это отчаянье при поиске своей дочери, которую он очень любит. При встрече разных персонажей в городе он сначала всегда спросит про свою дочь.
Акира Ямаока. Музыка пробирающая до глубины души
Не секрет, что визитной карточкой Silent Hill стали не только полуголые медсёстры и Пирамидоголовый, а ещё и музыка Акиры Ямаоки. Это совокупность неприятных и приятных звуков, которые перерастают в саундтрек игры.
Музыка Акиры пронизывает всё тело и душу. Она держит в напряжении при битве с боссом или даёт немного почувствовать себя в безопасности. Большинство композиций нагнетает и создаёт внутри тревогу.
Акира использовал необычные инструменты для этого. Например для композиции «My Heaven» он использовал звук стоматологической бормашины. Многим неприятны стоматологи, что уж говорить про этот мерзкий звук.
Композиции Акиры Ямаоки прекрасно дополняют жуткую атмосферу в игре Silent Hill, держат игрока в напряжении и изрядно могут напугать.
____________________________________________________
Silent Hill — игра, которую я всегда буду любить за атмосферу страха, за монстров, наполненных смыслом, за интересных персонажей, за то, что всё связано между с собой (за исключением нескольких частей). Я очень бы хотела, чтобы вы познакомились с этой серией игр. Надеюсь вам было интересно читать данную статью. Спасибо, что дочитали её до конца!