Для жанра фильмов ужасов истории о зомби - это отдельный значимый поджанр. В лентах о зомби большое внимание уделено осмыслению социального и политического устройства общества. Все истории о зомби-апокалипсисе рассказывают о свойственном людям инстинкте толпы, о стремлении разрушить существующий порядок вещей и выстроить новую цивилизацию.
Все мы умрем и поставить себя на место выживающего, узнать на что способен человек ради того, чтобы сохранить жизнь - это очень увлекательно. Все мы боимся анархии и коллапса действующей системы, но при этом нам очень интересно что могло бы стать ее альтернативой.
Считается, что стандарт для всех фильмов о зомби создал Джордж Ромеро в 1968 г., когда он выпустил ленту под названием "Ночь живых мертвецов". В этом фильме есть впервые были представлены шаблоны хорроров о зомби - (1) это история о группе людей, окруженных зомби, (2) укус зомби означал, что человек превратится в зомби, (3) чтобы убить зомби, нужно стрелять в голову.
До "Ночь живых мертвецов" в кино уже присутствовали истории о зомби. Например, "Франкенштейн" 1931 г., "Я гуляла с зомби" 1943 г. и "Белый зомби" 1932 г. Однако в этих фильмах зомби были своего рода рабами, людьми, лишенными личности. Но они не нападали на людей и не кусали их.
Тогда как в фильме Джорджа Ромеро мы видим жуткое, детализированное, реалистичное поедание внутренностей человека. Шоком для зрителей конечно был эпизод, где зомби ребенок нападает на собственную мать. Более того, "Ночь живых мертвецов" - это не личностная история, это история о социальном взаимодействии группы незнакомых людей. Режиссер создал яркую и необычную метафору актуальных проблем американского общества 1960-х. Он сделал лидером группы афроамериканца, которого в конце фильма убивают полицейские - это был разочаровывающий, неожиданный и пессимистичный финал.
Джордж Ромеро снял еще 2 великих фильма о зомби-апокалипсисе - "Рассвет мертвецов" в 1978 г. и "День мертвецов" в 1985 г. Каждый из них стал отражением актуальных социальных проблем Америки, критикой расового и классового неравенства, изобличением культуры потребления. Но кроме этого фильмы стали эталоном для подражания благодаря ощущению кустарных съемок, невероятным спецэффектам и запредельному уровню агрессии - впервые зрителям предложили фильм, в котором кто-то умирает каждые две минуты.
В 1985 г. вышел такой важный для жанра фильма как "Реаниматор" - это трансгрессивная хоррор комедия. В ней мы видим зомби, которые появились на свет не в результате заражения, а намеренно воскрешенные к жизни (аналогично классическому персонажу Мерри Шелли Франкенштейну). Это бы дерзкий, забавный фильм, где главной темой была способность человека покорить смерть.
К началу 2000-х хорроры о зомби потеряли свою популярность. Их практически никто не снимал. Однако в 1999 г. вышла компьютерная игра "Обитель зла 3" - ее огромный успех заставил кинематографистов осознать, что людям все еще нравится этот сюжет.
Фильмом, который возродил массовый интерес к зомби, стала британская комедия "Зомби по имени Шон" 2004 г. Эта лента соединила в себе социальное высказывание, комедию и ужасы. "Зомби по имени Шон" не выглядел как насмешка над классическими лентами о зомби, но он умело обыгрывал штампы, свойственные жанру.
А вышедший двумя годами ранее другой британский фильм, стал новым этапом в эволюционном развитии жанра. "28 дней спустя" 2002 г. впервые представил зрителям историю стремительного распространения болезни, которая превращает людей в зомби. И эти зомби были быстрыми, умеющими бегать (хотя справедливости ради нужно отметить, что быстрые зомби впервые появились еще в 1980 г. в фильме "Город кошмаров"). Эта картина отразила страх современного общества перед вполне реальной угрозой распространения психотропных вирусов.
Истории о быстрых зомби, в сравнении с классическими медленными зомби, имеют свои плюсы и свои минусы. Такие фильмы как "Война миров Z" 2013 г. исключают демонстрацию в качестве зомби стариков и детей. К тому же такие зомби нападают очень быстро, не успев толком напугать свою жертву - это безусловно придает динамичности картине, но лишает ее саспенса.
В 2010 г. хорроры о зомби совершили новый эволюционный шаг и стали успешной частью телевидения. Сериал "Ходячие мертвецы" превратил зомби в часть массовой культуры. Этот сериал стал невероятно успешным благодаря своей реалистичности. Он повествует о группе людей, пытающихся найти безопасное место для жизни в условиях зомби-апокалипсиса. При этом основную опасность для них составляют не зомби, а другие люди. "Ходячие мертвецы" - это вестерн, в котором зомби служат лишь фоном, олицетворяющим проблемы современного общества - экономические кризисы, понимание хрупкости цивилизации и ощущение постоянной опасности.
Современные компьютерные спецэффекты позволили кинематографистам создавать невероятно реалистичных и разнообразных зомби, что позволяет огромному количеству кинематографистов создавать самые разные образы и сюжеты в рамках этого жанра.
Зомби - это олицетворение многочисленных наших страхов. Страхов смерти, неконтролируемых болезней (вроде рака или Альцгеймера), эпидемий, коллапса правительства, анархии и т.п. Однако в конечном итоге все истории о зомби - жизнеутверждающие. Они провозглашают идею, что человек способен пережить все что угодно... Даже тогда, когда жизнь превратилась в бессмыслицу.
Источник информации - документальный сериал "История хоррора с Элаем Ротом".
А какой фильм о зомби - ваш любимый? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )