Найти в Дзене
Джейн Дэй

1. Испания изнутри. Средиземное море - у ног

Десять лет спустя нашли в Мадриде ту скамейку, на которой спали первый месяц в чужой стране.
Десять лет спустя нашли в Мадриде ту скамейку, на которой спали первый месяц в чужой стране.

Она отличалась от всех одноклассников с самого первого класса. И не потому, что всегда отлично училась. Сначала, будучи маленькими, мы засматривались на её круглое лицо с пухлыми щеками, которые прыгали вместе с хозяйкой. А позже разобрались в душевных качествах. Помочь? Маша первая прибежит. Правильно рассудить любую спорную ситуацию? Лучше Маши никто не мог. А уж смеялась так, что не хочешь, но засмеёшься тоже. И никакого зазнайства. Добродушная, весёлая, радостная.

Как давно это было! Маша с мужем и его родителями уже двадцать лет живёт в Испании. Вдруг получаю сообщение на телефон, что школьная подруга приезжает на пару недель. Известие о скорой встрече взбудоражило. Вот наболтаемся вволю! Интересно же узнать о незнакомых местах и обычаях.

Но Маша после объятий и смеха радости сразу предупредила, что рассказывать можно весь отпуск, поэтому лучше опишет самые памятные моменты и отправит в посылке. Сокрушалась, что раньше не догадалась так сделать. И правда, в скором времени я получила вместе с подарками и напечатанные листы, сшитые в виде книги.

Представляю Машины впечатления на суд читателей.

Первыми уехали родители мужа. Сейчас я думаю, что они, как все люди, не жившие вне своей страны, были уверены, что вот там-то, в Европе, совсем другая жизнь и деньги сами валятся откуда-то сверху, может, с неба. Нужно лишь приобрести мешок побольше и лопату пошире. Ну и не лениться нагребать. С такими, видимо, мыслями они отправились на разведку. А главное, свёкор страстно хотел видеть всех нас живущими в лучших условиях.

Выучили нужные фразы для общения, купили русско-испанский разговорник и налегке в начале лета улетели рейсом «Москва- Мадрид». Никто их там не ждал, никто не выстелил зелёную дорожку. Это даже страшно: вступили на чужую землю, а что дальше? Норм, правил, языка, порядков – не знают. Город чужой. На чём ехать, какая цена билета, где менять деньги, как объяснить, чего хотят (такого в разговорнике не пишут)? Не пожелаю никому того, через что прошли уже немолодые люди. Тогда интернет только робко входил в нашу жизнь, и почерпнуть из него массу сведений, как сейчас, не было возможности. Забегая вперёд, скажу, что в Испании в то время не только вовсю пользовались интернетом служащие, студенты и школьники, но первая же знакомая удивила тем, что печатала с дикой скоростью, не глядя на клавиатуру, потому что делала это уже несколько лет.

Приходилось ночевать на скамейках в парке, обедать вместе с бродягами в бесплатных столовых, превозмогая отвращение, когда за столом рядом сидели худые люди со спутанными волосами и с коростами неизвестного происхождения. Но сначала нужно было найти эти места с бесплатной едой. Мыться раз в неделю в бесплатном же душе для бомжей, который тоже не нарисовался рядом сам собой. Носки свёкор стирал водой в унитазах туалетов при барах. Мадридская жара почти моментально высушивала носки, и запах пота не отпугивал прохожих. Женщине, конечно, приходилось труднее. Свёкор был инициатором переезда и потому поклялся вынести все невзгоды.

Так подробно останавливаюсь на, казалось бы, мелочах специально с целью показать, что родители мужа, как нормальные люди, не могли опуститься, ходить вонючими и не расчесанными, следили за собой. Это люди без документов, боящиеся быть застигнутыми в любой момент при проводимых иногда так называемых облавах с целью выявления нелегалов, без знаний языка, без знаний того социума. В то время, как люди с гражданством, истинные испанцы превращаются в бомжей, спят зимой на асфальте, подложив кусок картона, когда прохожим и в шубах холодно, вид имеют ужасающий, худые, не смотря на многие благотворительные организации, поддерживающие искру жизни питанием и одеждой. Как они скатились на дно жизни? Очень многие жители Испании имеют скромные доходы, но ведь не теряют человеческий облик.

Почему-то у всех бездомных есть собаки. Может, с ними теплее спать?
Почему-то у всех бездомных есть собаки. Может, с ними теплее спать?

Маленькое отступление. Наблюдала такую картину, уже прожив лет десять в стране. Небольшая круглая площадка со скамейками, в самом центре города, похоже, была местом, облюбованным бомжами. Я ждала мужа из магазина и присела на крайнюю скамейку, не зная вышесказанного. Как из-под земли стали появляться худющие, грязные и лохматые мужчины и женщины. Одни парочками расселись на скамейки, целовались, обнимались. Другие начали предлагать мне какие-то сумки из мусорок, объясняя, что это вполне хорошие вещи и их можно купить по дешёвке. Третьи пели песню под гитару в руках чумазого старика. Прохожие смотрели на меня странно. Потом поняла: я не должна была садиться там, потому что место «застолблено» за бомжами.

Подушки в Испании длинные. Это было первым удивлением.
Подушки в Испании длинные. Это было первым удивлением.

И простыни на матрац с прорезиненными углами, чтобы не спадали, были для меня в диковинку тогда, в 2000 году. Теперь, наверно, везде такие.
И простыни на матрац с прорезиненными углами, чтобы не спадали, были для меня в диковинку тогда, в 2000 году. Теперь, наверно, везде такие.

А меня удивило, что людям и в самом низу социальной лестницы нужны ласки, объятия, поцелуи, музыка, песня. Но почему же они не получают всего этого, ведя достойный образ жизни? Может, есть категория людей, которым работать смерти подобно. А без работы – бомжевать. Мы же по приезду не имели ни ложки, ни кровати, но не пополнили отряд бомжей. У нас привито стремление улучшать, трудиться, достигать целей, учиться и учить детей. А как корабль назовёшь, так он и поплывёт.

Так вот, городских туалетов в Испании нет. Любой бар, по одному на каждые пятьдесят-сто метров, обязан пропустить в туалет. Такой выход нашла страна. Испанец без бара жить не может. И пусть он у себя дома сэкономит в четыре раза на том же кофе, но всё равно пойдёт за ним в бар. В чём же разгадка? Каждый не столько ест или пьёт, сколько болтает, взахлёб, таким громким голосом, что жители соседних домов слышат каждое слово. Глаза при этом блестят, улыбки и частый хохот не прекращаются. Люди душу отводят. Им нужно много разговаривать.

Нация болтливых и в общем-то весёлых и добродушных людей. Но только до той поры, пока невзначай не затронешь какую-нибудь запретную струну. Постоять за себя они умеют так, что русским и не снилось. Русские действуют совсем другими методами: затаить обиду, отомстить, подстроить каверзу. Испанцы сразу выскажут все претензии. И не дай бог возразить. Однако до драк никогда не доходит. Руками помашут, выражая эмоции, слюной побрызгаются, но не более того.