В качестве продолжение прошлого поста обсудим «культуру пития» — термин, с помощью которого в нашу культуру продвигается алкоголь.
Культура пития — это феномен, характерный для постсоветского пространства, выраженный в «умеренном» употреблении алкоголя «по праздникам» и «для здоровья».
Культуры пития в царской России не было, так как люди не пили настолько много. Наши предки пили слабоалкогольные напитки, да и то по праздникам, так что, как явления и пьянства не было. Первые признаки массовой алкоголизации проступают при Иване Грозном, который открывает для опричников первое питейное заведение, которое он окрестил татарским словом «кабак». В отличии от татарских кабаков, которые выполняли функции постоялых дворов, кабак Ивана Грозного представлял из себя полноценное питейное заведение. К концу XVI века кабаками называют казённые питейные дома. В них продавали и крепкие напитки, вроде водки, но без закусок. Иван Грозный пьяниц не любил, но, как это часто случается, пополнил казну государства за счёт народа.
С тех пор государство поощряло развитие питейных заведений, так как получало с них доход за счёт того, что имело полную монополию на производство и продажу алкоголя. Это отмечали и зарубежные источники. Английский посол Джайлс Флетчер пишет в 1580-х годах, что никто не имел право отвлекать людей от «отдыха» в кабаках. «Пока они сидят в кабаке, никто ни под каким предлогом не смеет вызвать их оттуда, потому что этим можно помешать приращению царского дохода». В результате деструктивной государственной политики, алкоголь входит в культуру государства.
Спаивание российского народа было столь явным и безудержным, что Н.М. Карамзин, знаменитый историк, писал: «…под вывеской орла везде предлагают средство избавиться от денег, ума и здоровья».
Стоимость алкоголя оставалась высокой, а это означает, недоступной для массы народонаселения. Даже в XVII веке и позднее стоимость остаётся достаточно высокой, чтобы рабочие не могли себе позволить покупать алкоголь не по праздникам. Не смотря на это, употребление алкоголя становится настолько заметным явлением, что Стоглавый собор отмечает недостаток трезвости у священнослужителей и монашествующих.
При Алексее Михайловиче началась алкогольная реформа. Для того, чтобы люди пили меньше и только дома, алкоголь продавали навынос в «кружечных дворах». Выяснилось, что выносить водку было не в чем, так как стекло в стране стоило баснословно дорого, что вновь уменьшило порог вхождения для малоимущих слоёв. В некотором смысле, Алексей Михайлович провёл первую антиалкогольную компанию в стране.
Пётр Первый и вовсе ввёл медаль «За пьянство», которая весила 6.8 кг и крепилась к виновному в полицейском участке. Но всё тот же Пётр Первый предложил дворянам и купцам исключительное право на виноделие на своих землях, а монопольное положение позволило государству до десяти процентов дохода получать с алкоголя.
Ярым трезвенником выступал Ф.М.Достоевский. Он в 1870-х выступил с рядом обличительных статей, которые возымели действие на образованных людей России, а уже через них — на весь народ, потому, что было популярно схождение благородных учёных мужей к простым людям. Достоевский писал, что позором для России является создание государственного бюджета на физическом и нравственном развращении народа через пьянство, строить его «на будущности» народа.
Кривая душевого потребления пошла вниз. За 30 лет, к 1893 г., оно уменьшилось почти вдвое.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход следущей части, в которой мы разберём сухой закон Николая II.