Найти в Дзене

Гармония жизни. Психология

Оглавление

…моей милой Наташеньке, ради которой пишу.

Милые мои друзья,

…это эссе фантазия. Мне самому любопытно, во что разовьётся мысль. Ночью вспомнилась известная всем песенка «В музыке только гармония есть…». Там такая строка – в жизни как обычно нет гармонии. Отчего же так на самом деле?

В музыкальной теории есть большой раздел «Голосоведение» - это основа музыкальной гармонии. Именно в нём издревле заложены правила созвучий, которые называются аккордами. Самый простой аккорд это трезвучие – то есть три звука, звучащих одновременно.

Почему такое название «Голосоведение»? Исторически так сложилось, что ранняя музыка была вокальной. И сейчас по традиции каждую ноту в аккорде называю голосом. Самую нижнюю – басом Средний голос – альт. Самый высокий – сопрано. И чтобы все три голоса звучали в гармонии на протяжении мелодии существуют определенные правила.

Очень интересно было бы поэкспериментировать, попробовать привнести правила голосоведения в жизнь, в наше общение, в наше общество. А давайте попробуем?

Исполнение сторнелло Сильвестро Лега, 1867
Исполнение сторнелло Сильвестро Лега, 1867

Унисон

Унисон в музыке считается дурным тоном. Избежать его не всегда удаётся, но стремится нужно во имя гармонии.

Представьте, вот трио певцов – бас, альт, сопрано. Каждый начинает петь ноту Фа, затем ноту Ля, ноту До и дальше. Поют мощно. Но зрители кажется, что поёт только один певец, а другие только открывают рты. Их голоса пропали. И чаще голос, который заглушил другие, - это бас. В басу плотнее, насыщеннее звуки (я не буду намеренно прибегать к специальной терминологии, дабы не усложнять).

При дублировании нот, второе название унисона, происходит исчезновение голосов. А ведь так и в жизни. Когда люди очень долго живут вместе, они перестают различать право на голос другого. С удивлением узнают от психолога, что у супруги или супруга свои потребности, своё мнение, свои мечты.

Гармония двуголосья рассыпается, когда один голос начинает диктовать свою мелодическую линию, а второй подчиняется и становится эхом, без права на свою мелодию.

Иной раз композитор идёт на «хитрый», но далеко не профессиональный ход, - пытается выровнять гармонии динамикой. Одному голосу велит петь громче и ставить в начале такта знак форте, другому, напротив , тише – пиано. Вот так обычно действуют консультанты, говорят одному супругу быть спокойнее, другому активнее. Им кажется, это уловка с динамикой восстановит гармонию. Контрабас будет шептать, музыкант будет еле касаться струн. Скрипка же «закричит», смычок будет нещадно терзать её.

А ведь можно было на месте консультанта поступить иначе – попросить супругов мысленно вернуться в прошлое, где они только-только познакомились, и у каждого была своя мелодия, своя жизнь. Когда один голос звучал на фоне другого чётко слышно, вёл свой мелодически рисунок. Когда молодым людям было интересно открывать друг друга, не доминируя, не навязывая унисон. Когда увлечения другого были приняты безоговорочно, и было чувство уникальности другого, ценности этой уникальности…

(еще про отношение мужчины и женщины здесь. Статья «Когда расставаться больнее»)

«Девушка со скрипкой», 1897 Кавел Франсуа Мартин
«Девушка со скрипкой», 1897 Кавел Франсуа Мартин

Параллелизм

Попробуем очень серьёзной, глобальной темы коснутся в обществе. По сути, эта тема и есть путь гармонии в обществе. В музыкальной композиции всячески избегают параллелизма. Что это такое? Это вроде когда и нет дублирования нот в голосах, но есть дублирования мелодического рисунка. Представьте, поёт бас. Его мелодия постепенно повышается. Вместе с ним поёт и альт, и тоже постепенно повышает тон. Сопрано тоже самое. Кажется, есть гармония и нет. Голоса то появляются, то исчезают. Гармония как бы наспех созданная.

В голосоведении есть правило для красоты и чистоты гармонического рисунка – каждый голос должен иметь свою мелодическую линию (как бы иметь право на мнение, забегая вперёд). Бас может понижаться на фоне повышения мелодии альта или сопрано. Для объёма и красоты все три голоса должны быть оригинальны, привносить неповторимые музыкальные оттенки…

Что мы видим сейчас в жизни? Иной раз печально и смотреть. Люди нарушают законы гармонии тем, что начинают диктовать своё мировоззрение остальным. С эти сейчас сталкиваешься на каждом шагу. Ох, сколько сейчас блогеров, призывающих обесценить религии, вернуться к славянским богам. А сколько напротив тех, кто требует запретить языческое мракобесие во имя исконной духовности православия. Кто-то называется себя шаманом и ратует за разрушения идеалов и первых и вторых. Кто-то зовёт себя а атеистом и норовит съездить по роже тем троим… А сколько неприятия политический взглядов, морально-этических взглядов других, культурно-этнических, сексуальных и прочее, прочее….

Один голос желает подчинить все партии партитуры себе. Люди почему-то до ужаса боятся чужого мнения. Панически! Понимание того, что Вселенная вероятностная ни для них. Мир может быть только черным или белым… Увы, но гармония рушится. Вернее, как бы она есть, где «удачное» соединение в аккордах, но гармонические рисунок скучный и скудный…

"Три музицирующие девушки" нидерландского художника первой половины XVI века.
"Три музицирующие девушки" нидерландского художника первой половины XVI века.

Плавное голосоведение

В гармонии есть правило (иногда нарушаемое) вести голос небольшими шагами. Сознание и слух человека устроены так, что соседние по тону звуки складываются в мелодию. Рекомендуют шаг не более три тона. Могут быть «скачки» и шире, если оправданы гармонией…

Так и в жизни, мы часто хотим изменить судьбу, изменится сами, изменить любимого… быстро, большими шагами, скачками…. У всех на слуху лозунг «выйди из зоны комфорта». А по сути, это «прерывание» мелодии, резкий интервал. И гармония рушится.

Если дать голосу меняться плавно, порой оставаться в приме, не ждать от него резких качков, он мелодично выйдет на высокую ноту в каденции. Мы часто ищем резкого изменения, исцелится сразу, стать счастливым сразу. И здесь хочется метафорически сказать, а ведь карма (следствие всех поступков) и есть гармонический рисунок (мажорный или минорный). И чем быстрее мы поскачем, тем быстрее разрушим гармонию, какие-то «голоса» в нашей жизни станут неслышны. В НЛП есть понятие «экология» - то есть бездумное улучшение в чем-то одном может привести к ухудшению в чём-то другом. «Проверка экологии» самая важная часть терапии в НЛП. И можно сказать, это и есть – плавное голосоведение.

Когда развитие слажено, вдумчиво, без истерии завышенных ожиданий. Когда нет завышенных ожиданий и от другого голоса. Часто оставаясь в приме – то есть на одном тоне – голос придаёт аккорду выразительность и создаёт потенциал для аккордовой прогрессии…

"Женщина с гитарой". Анри Ренуар 1897
"Женщина с гитарой". Анри Ренуар 1897

Обращение аккорда

Часто именно для плавного голосоведения применяют такой приём: какая-то из нот трезвучия перемещается на октаву вверх или вниз. Нижняя нота (голос) становится самой верхней, или средняя самой нижней. Казалось бы это уже другой аккорд, новый… Но удивительно, обращенный аккорд остаётся тем же в гармонии. Он просто подстроился под следующие в мелодии аккорды.

Вот так и мы. Мы нуждаемся в переменах порой во имя гармонии, но боимся изменится. Нам кажется, мы перестанем быть собой, наша жизнь перестанет быть «нашей», нас станут воспринимать другими (мы перестанем быть той личностью, которая сейчас). Но теперь зная, что при обращении аккорд остается тем же созвучием что и был, можно отбросить эти страхи. Всё, что ждёт при изменении – гармония. И более того, созданное при новом «обращении» плавное ведение голоса вольётся в мелодию…

…продолжение следует.

С любовью ваш,

Вячеслав Камедин