Найти тему
Иван Жилин

Патрик Ротфусс, "Хроники убийцы короля"

Взглянув на обложку русского издания, внезапно понимаешь, что, возможно, всё проще, и это не плохая книга, а просто романтическая история для неуверенных в себе юношей и не самых популярных девушек
Взглянув на обложку русского издания, внезапно понимаешь, что, возможно, всё проще, и это не плохая книга, а просто романтическая история для неуверенных в себе юношей и не самых популярных девушек

Так, я буду не по порядку отчитываться о прочитанном, и сейчас будет про одно фэнтези, которое я, на свою беду, тоже осилил за относительно последнее время.

Сначала преамбула - я иногда пользуюсь сайтом "Фантлаб", в основном для понимания, в каком порядке читать книги всяких разных серий (хотя бы серии романов Ле Карре про Джорджа Смайли). И вот дёрнула меня нелёгкая с помощью него найти себе фэнтезийную сагу достойного качества.

Секундочку, сейчас будет ещё одна преамбула - я вообще вырос на научной фантастике, на сай-фае разной степени хардовости, потому что в СССР фэнтези by and large признавалась дрыгоножеством и рукомашеством. И некое полупрезрительное отношение к фэнтези (ну, если не брать Толкиена как базис и Ле Гуин) у меня сохранялось достаточно долго, примерно до того момента, как я стремительно проглотил тогда ещё три тома "Песни льда и пламени". Потом была ведьмачья сага, потом Меекхан, в общем, я нашёл в своём чёрством сердце и сухом мозгу место для взрослых сказок.

И вот решил я, что общественное мнение подскажет мне что-то достойное. На самом деле результат был отчасти предрешён - ведь общественное мнение "Фантлаба" выставило Лагину рейтинг выше, чем Лему, что при всей искренней любви к автору "Старика Хоттабыча" и "Острова Разочарования" вызывает в основном вопросы - и к самому мнению, и к методике расчёта рейтинга.

В рейтинге авторов Патрик Ротфусс был на втором или третьем, не помню точно, месте. Мартин, Толкиен и Ротфусс, примерно в таком порядке. Гомер, Мильтон и Паниковский. В общем, сага об убийце короля в составе двух томов оказалась на моём мобильном, и благодаря усидчивости я её одолел. Сразу хочу сказать - не делайте так. То есть ещё проще - не читайте эту книгу, то есть книги. Обе. Вообще. Это амбула если кратко, а если чуть подробнее - то смотри ниже.

Сначала об объективно плохом. Самое главное - написана она очень посредственно и излишне многословно, растянуто и местами откровенно уныло. При этом... Помните, Мартин вспоминал, что настолько устал от того, что его идеи сериалов не проходили питчинг из-за бюджетных ограничений, что сел писать "Игру Престолов" с настроением "буду фигачить настолько эпично, насколько захочу, всё равно никто и никогда не станет делать из этого сериал". Ротфусс дозирует и строит своё повествование иначе: совершенно очевидно, что он-то как раз надеется, что по его книге снимут сериал, и пишет её именно с расчётом на это.

Далее, он рисует как бы средневековое, традиционное для фэнтези общество, но не имеет никакого представления о том, как оно на самом деле работало либо сознательно (но зачем?) избегает хотя бы условного реализма. Наиболее ярко это проявляется в главах про обучение в Университете (местном Хогвартсе), в котором, похоже, банально воспроизведён родной автору кампус его собственного университета. Про имущественное расслоение автор, безусловно, в курсе, а вот про сословное, как правило, забывает. Ну а когда там в повествовании возникают элементы эксплуатации темы политкорректности, я вообще снял шляпу.

Причины популярности книги, по которой уже и настольную игру сделали, мне совершенно непонятны
Причины популярности книги, по которой уже и настольную игру сделали, мне совершенно непонятны

Впечатляет и главный герой, который настолько мощно напитан достоинствами (и по ходу повествования приобретает их в ещё большем количестве), что всякий, кто ещё не слишком был знаком с понятием "Мэри Сью", осознаёт его значение полно и точно. Тут, правда, есть надежда, что всё же в конце нас ждёт поворот с недостоверным рассказчиком, но некоторые сюжетные детали заставляют в этом усомнится. Да и ждать этого самого конца я как-то не собираюсь.

На фоне этого даже как-то жаль за тщательно продуманную систему магии в местном мире, точнее, одной из магий. Вторая, некое Настоящее Волшебство, которого алчет главный герой, и суть которого до конца не раскрывается, представляет собой, похоже, довольно банальную, хотя и доработанную идею "настоящих имён", которую мы видим хотя бы у той же Ле Гуин. А вот первая, так называемая симпатическая магия, являет собой попытку примирить волшебство с законом сохранения вещества и энергии, и хоть в этой части идея всё же проваливается, всё равно в целом она очень интересна и даже описанные практические применения любопытны. Ещё, кстати, там мелькает забавная идея о том, что алхимия и химия вовсе не родственные науки, а просто "соседки по комнате" - настолько различны у них применяемые механизмы.

Но мы не привыкли ради пусть и изящных идеек тратить время на крайне посредственное повествование. Автор может писать третий том хоть до морковкиного заговенья, я уже вряд ли осилю продолжение приключений его многофункционального героя - который и способный колдунец, и на лютне виртуозный игрец, и уникальный боец, и баб по гланды трахец, ну прям всё по классике. Я что-нибудь другое почитаю. Тоже, возможно, взрослые сказки, но более качественные.